Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства Промысел на Русском Севере. Гравюра из книги О. Магнуса «История северных народов». XVI в. и покорять плоть свою в порабощение и послушание духу»1. «Монас тыри разбогатели, привилегии всякого рода стали привлекать в них уже не только тех, кто искал христианского максимализма»2. «Шли не Богу служить, а тело свое льготить»3. В этой ситуации необходимо было принимать очень непростое решение каждому, кто исповедовал устав Нила Сорского и помнил о том, что есть незыблемая основа монашества: Монах есть тот, кто миру не причастен, ,Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет4. Церковь ныне пошла под власть Царя и призвала всем потрудиться на благо Державы Российской, созидая империю - «Третий Рим». Цер ковь благословляла этот труд. Что ж, такова, значит, воля Божья, и он, монах Трифон, возвращается на Крайний Север и будет строить тот монастырь, который ныне потребен Державе Российской. Но и от сво их обетов монашеских он не отступится. И братии своей не позволит, 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 325. 2 Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь православия. С. 256. 3 Полное Собрание русских летописей, VI, С. 186 (цит. по: Архангельский А. С. Нил Сор- ский и Вассиан Патрикеев. С. 190). 4 Илларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православ ное предание. М., 1998. С. 597. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz