Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II пришедшего во оную пустыню пред ним аки за пять лет»1- Трифона Печенгского. И в дальнейшем дружба Феодорита и иных северных пустынников с «заволжцами» не прекратится и они будут еще не раз возвращаться сюда, дабы вновь, «ревнуя жестокому и святому жи тельству, умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послуша ние духа», собираться с силами в кругу своих единомышленников, «храбрых воинов Христовых, яже воюют против начал властей темных, миродержцев века сего»2. Трифон Печенгский, на восемь лет покинувший обитель на Печенге, в своих странствиях также проходил через заволжские края. Здесь, в этих скитах, все еще можно было напитаться духом православной святости «и внутренним человеком с Богом соединиться»3. Трифон застал последние годы расцвета «Северной Фиваиды». В течение восьми лет странствий «милостыни ради» Трифон, не только «яко же Моисей, манною питати» не переставал свою дерзкую братию, но и искал выход из той непростой ситуации, что сложилась у него на Печенге. Как повествует Житие, очень поверившие своему «начальнику веры, преподобному отцу Трифону» «новопросвещенные народы лопарские от усердия своего, от имений своих приносили серебро и вещи и яко пред ногами апостольскими, преподобного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, и морские угожие воды подавали и письменными заветами утверждали». Испокон веку все лапландские земли, озера, реки, морские тони, звериные ловли и прочее было поделено между лопарскими погос тами (сийтами). Каждый лопарь, принимавший постриг, приносил с собой в монастырь и право на пользование своей долей этих угодий, потому и трудно было сдерживать поток щедрых лопарских пожерт вований в монастырь. Но излишнее «стяжание» имений шло вразрез с монашескими обетами, с апостольскими посланиями. А ведь имен но на чистоте и молитвенности монашеской жизни, на «нестяжании» богатств в стенах монастыря настаивал духовный учитель Трифона блаженный старец Феодорит. И на таких принципах строил он монас тырскую жизнь в своем Кольском монастыре. Но все труднее стано вилось найти единомышленников в деле столь «святого и жестокого жительства», обрести стойких «воинов Христовых», готовых «умучать 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 332. 2 Там же. С. 325. 3 Устав преподобного Нила Сорского // Ключ разумения. Русские подвижники благочес тия о молитве Иисусовой / Сост. игумен Авраам (Рейдман). М.-Екатеринбург, 2003. С. 364. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz