Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства Преподобный Корнилий Комельский, родом из ростовских бояр Крюковых, с 1501 г. игумен этого основанного им монастыря - имени­ тый земляк Феодорита Кольского1. Учитывая необычное происхожде­ ние Феодорита2и его редкую образованность, можно предположить, что во время своих хождений (1511-1518 гг.) «за Волгу-реку в тамо су­ щие великие монастыри»3он побывал и в этом монастыре, основанном его великим земляком. Как известно, игумен Корнилий был высоко­ образован и явился создателем уникального монастырского устава. Знаменитый Устав преподобного Корнилия Комельского, им собствен­ норучно написанный для братии монастыря, гармонично сочетал в себе как «Поучения о скитском житии» Нила Сорского, так и положения «Духовной грамоты» Иосифа Волоцкого. Важнейший аспект духовного возрастания инока - «умное молитвенное делание» - был умело сцемен­ тирован в нем со строгостью общежительного устава и неукоснитель­ ностью монастырского цикла богослужений4. Мы помним из жизнеописания преподобного Феодорита тот факт, что, покинув Соловецкие пределы, он пришел «на созерцание ко слав­ ному и великому мужу, чудотворцу сущу, Александру Свирскому... Потом от Александра идет аж за Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри»5. Как известно, преподобный Александр Свирский «пре­ бывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников»6 - преподобного Нила Столобенского. Также и Феодорит Кольский, столь пришедшийся по душе свирскому игумену («зело любяше его»), возможно, был благо­ словлен им идти в Комельскую обитель к преподобному Корнилию. В этом же монастыре принял постриг и подвизался будущий лидер «заволжского старчества» «премудрый Артемий», в дальнейшем вер­ ный друг и единомышленник Феодорита Кольского. В этих заволж­ ских пустынях и завязались их дружба и духовное родство. Именно отсюда Феодорит уходил в Лапландские пустыни, где об­ рел еще одного своего соработника, «единого старца, пустынника, 1 «Был он [Феодорит] муж родом от места Ростова славного» (Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 324). 2 «Близость Феодорита к князю Курбскому и то, что царь возлагал на него такое серьез­ ное поручение, свидетельствуют не только о его уме, но и о знатном происхождении» (Эн- гельгардт А. П. Русский Север. СПб., 1897. С. 88). 3 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 325. 4 См.: Лурье Я. С. Устав Корнилия Комельского в сборнике первой половины XVI века II Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. 114-135. 5 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 326. 6 Федотов Г. П. Собрание сочинений. М., 2000. Т. VIII. С. 157. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz