Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II пожертвования. Великой мудрости исполнено это жертвенное служе­ ние святого. Завершив свои странствования, он вернулся на Печенгу, подарив обители столь вожделенную Жалованную царскую грамоту, полную невиданных льгот, открывшую путь к небывалому богатству и процветанию Печенгского монастыря, равно же как и к грядущей его погибели. Так, бывает, Господь дает людям получить что-либо, ими страстно желаемое, нечто вожделенное, потребное не ко спасению, а лишь для того, чтобы на этом примере убедить их в ошибочности выбранного пути, в греховности их своевольных желаний. Дабы преподать один из тех наглядных уроков, которыми так часто вразумляет нас для нашего же блага и спасения милосердный Господь. Видится необходимым еще раз обратить внимание на то, как повели себя наши преподобные старцы Трифон и Феодорит в той ситуации, в послесоборное время, когда завершился период выдвижения аргумен­ тов и споров о различных моделях спасения. После того как офици­ альная Церковь сделала окончательный выбор в пользу «осифлянских» принципов отношений с самодержавной властью и «стяжательной» модели устройства монастырской жизни, наши старцы приняли это как волю Божью и со смирением подчинились ей, не помышляя о даль­ нейшем противостоянии и расколе. И это одна из отличительных черт Православия - способность за своими желаниями, взглядами, мне­ ниями разглядеть свершающуюся по нашим грехам волю Божью и в неумолимой силе вселенской апостасии предчувствовать властную поступь «Грядущего со славою судити живых и мертвых». Молитвенное пространство русского исихазма в это благословен­ ное время простиралось еще от Северной Фиваиды «заволжского старчества» до Полночных земель старчества Крайнего Севера. Более того, внимательный взгляд может обнаружить, что печенгские мес­ та удивительным образом издавна связаны с «заволжским старчест­ вом». Подтверждение тому мы находим в «Книге Большого Чертежа», где при описании района «реки Печени» имеется, на первый взгляд, странное примечание, касающееся последующей судьбы здешних мо­ настырей: «Печенские монастыри более не существуют, и самая пус­ тынь того же имени, находившаяся в Вологодской губернии, в Грязо- вецком уезде, давно упразднена»1. Что это за «пустынь того же имени», и какое отношение она может иметь к нашему Крайнему Северу? Надо сказать, что место ее нахождения указано весьма примечательное - это вотчины Корнилиев-Комельского Введенского монастыря. 1 Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 275. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz