Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II пожертвования. Великой мудрости исполнено это жертвенное служе ние святого. Завершив свои странствования, он вернулся на Печенгу, подарив обители столь вожделенную Жалованную царскую грамоту, полную невиданных льгот, открывшую путь к небывалому богатству и процветанию Печенгского монастыря, равно же как и к грядущей его погибели. Так, бывает, Господь дает людям получить что-либо, ими страстно желаемое, нечто вожделенное, потребное не ко спасению, а лишь для того, чтобы на этом примере убедить их в ошибочности выбранного пути, в греховности их своевольных желаний. Дабы преподать один из тех наглядных уроков, которыми так часто вразумляет нас для нашего же блага и спасения милосердный Господь. Видится необходимым еще раз обратить внимание на то, как повели себя наши преподобные старцы Трифон и Феодорит в той ситуации, в послесоборное время, когда завершился период выдвижения аргумен тов и споров о различных моделях спасения. После того как офици альная Церковь сделала окончательный выбор в пользу «осифлянских» принципов отношений с самодержавной властью и «стяжательной» модели устройства монастырской жизни, наши старцы приняли это как волю Божью и со смирением подчинились ей, не помышляя о даль нейшем противостоянии и расколе. И это одна из отличительных черт Православия - способность за своими желаниями, взглядами, мне ниями разглядеть свершающуюся по нашим грехам волю Божью и в неумолимой силе вселенской апостасии предчувствовать властную поступь «Грядущего со славою судити живых и мертвых». Молитвенное пространство русского исихазма в это благословен ное время простиралось еще от Северной Фиваиды «заволжского старчества» до Полночных земель старчества Крайнего Севера. Более того, внимательный взгляд может обнаружить, что печенгские мес та удивительным образом издавна связаны с «заволжским старчест вом». Подтверждение тому мы находим в «Книге Большого Чертежа», где при описании района «реки Печени» имеется, на первый взгляд, странное примечание, касающееся последующей судьбы здешних мо настырей: «Печенские монастыри более не существуют, и самая пус тынь того же имени, находившаяся в Вологодской губернии, в Грязо- вецком уезде, давно упразднена»1. Что это за «пустынь того же имени», и какое отношение она может иметь к нашему Крайнему Северу? Надо сказать, что место ее нахождения указано весьма примечательное - это вотчины Корнилиев-Комельского Введенского монастыря. 1 Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 275. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz