Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Введение епархии, а также изучение возможности их церковного прославления. 11о тем святым Крайнего Севера, которые уже были прославлены обще церковно, проводилась работа по установлению «степени соответствия имеющегося жития подвижника историческим свидетельствам совре менников, летописным записям и сказаниям». Среди таких святых в первую очередь комиссию интересовало житие преподобного Трифона Печенгского. Этот интерес был обусловлен как степенью почигаемос- ти самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря - самой северной обители России. Главным итогом работы стало установление в 2003 г. дня праздно вания Собора Кольских святых. Большинство подвижников, прослав ленных в этом Соборе, так или иначе оказались связаны либо с самим преподобным Трифоном, либо с историей созданного им монастыря. Исследования житий этих святых открыли возможность по-новому взглянуть на историю строительства древних монастырей на Коль ском Севере, что, в свою очередь, позволило избрать верную страте гию развития монастырского строительства в Мурманской епархии и, определив истинные приоритеты в монашеском делании, не на словах, а на деле следовать путем духовного делания, проложенным великими Печенгскими старцами в XVI в. Необходимо упомянуть о новизне духовного подхода, предложенного нами в данной книге, о попытке возрождения опыта исторического бого- словствования. Мы имеем в виду то самое «восстановление патристи- ческого стиля», - которое по словам отца Георгия Флоровского, «есть первый и основной постулат русского богословского возрождения... Богословие должно стать историческим, должно заняться осмыслени ем истории под знаком той Истины, которая открывается в соборном опыте Церкви»1. На наш взгляд, в первую очередь, такой подход должен укорениться в исторических исследованиях, проводимых историками- богословами в отношении житий (жизненного пути) прославленных подвижников прошлого и истории древних монашеских обителей. Нет сомнений в том, что в основу метода при поиске исторической правды могут быть положены фундаментальные научные принципы историзма, комплексности и объективности в сочетании с историко хронологическим подходом. Это с одной стороны. С другой стороны, приступая к описанию жизни подвижника и ис тории того или иного древнего монастыря, неизбежно сталкиваешься с упомянутой выше проблемой. Это проблема реально существующего 1 Цит. по: Евлампиев И. И. Георгий Флоровский: Путь богослова // Флоровский Г. Вера и культура. СПб., 2002. С. 42. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz