Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Введение епархии, а также изучение возможности их церковного прославления. 11о тем святым Крайнего Севера, которые уже были прославлены обще­ церковно, проводилась работа по установлению «степени соответствия имеющегося жития подвижника историческим свидетельствам совре­ менников, летописным записям и сказаниям». Среди таких святых в первую очередь комиссию интересовало житие преподобного Трифона Печенгского. Этот интерес был обусловлен как степенью почигаемос- ти самого подвижника, так и широкой известностью созданного им Печенгского монастыря - самой северной обители России. Главным итогом работы стало установление в 2003 г. дня праздно­ вания Собора Кольских святых. Большинство подвижников, прослав­ ленных в этом Соборе, так или иначе оказались связаны либо с самим преподобным Трифоном, либо с историей созданного им монастыря. Исследования житий этих святых открыли возможность по-новому взглянуть на историю строительства древних монастырей на Коль­ ском Севере, что, в свою очередь, позволило избрать верную страте­ гию развития монастырского строительства в Мурманской епархии и, определив истинные приоритеты в монашеском делании, не на словах, а на деле следовать путем духовного делания, проложенным великими Печенгскими старцами в XVI в. Необходимо упомянуть о новизне духовного подхода, предложенного нами в данной книге, о попытке возрождения опыта исторического бого- словствования. Мы имеем в виду то самое «восстановление патристи- ческого стиля», - которое по словам отца Георгия Флоровского, «есть первый и основной постулат русского богословского возрождения... Богословие должно стать историческим, должно заняться осмыслени­ ем истории под знаком той Истины, которая открывается в соборном опыте Церкви»1. На наш взгляд, в первую очередь, такой подход должен укорениться в исторических исследованиях, проводимых историками- богословами в отношении житий (жизненного пути) прославленных подвижников прошлого и истории древних монашеских обителей. Нет сомнений в том, что в основу метода при поиске исторической правды могут быть положены фундаментальные научные принципы историзма, комплексности и объективности в сочетании с историко­ хронологическим подходом. Это с одной стороны. С другой стороны, приступая к описанию жизни подвижника и ис­ тории того или иного древнего монастыря, неизбежно сталкиваешься с упомянутой выше проблемой. Это проблема реально существующего 1 Цит. по: Евлампиев И. И. Георгий Флоровский: Путь богослова // Флоровский Г. Вера и культура. СПб., 2002. С. 42. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz