Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства ванная грамота, что откроет обители путь к небывалому процвета нию, равно как и к грядущей ее, «от острия меча», погибели. Прозревая Духом предстоящую скорбь, Варлаам поддерживает Трифона и показывает ему сокровенную духовную причину проис ходящего, а следовательно, и пути одоления этой беды. Тем не ме нее понимание внутреннего механизма происходящего на Печенге не может снять остроту ситуации, потому Варлаам не желает более оставаться здесь. «Оставлявши Трифаново селение и возвращаешися паки к Керети - все тому [Трифону] изрек». Варлаам и Трифон раскрываются нам в этом эпизоде как великие единомышленники и столпы православной веры для всего Крайнего Севера. В одном из тропарей восьмой песни «Канона прп. Варлааму» упоминается то особое значение, что имел для духовного укрепления Трифона и окончательного преодоления его природной страстности их совместный молитвенный подвиг в Печенгской пустыни: «Естеством добродетелей любве сопрягся отцу Трифану в духовных ему исправ- лениих, в пусте моря с ним оземъствуяся, спричастное (наследное) души очищающи . ..»'. И так, Трифон вместе с Варлаамом покидают Печенгу по причине того, что «лукавые люди тебе препятствие бесовским советом учинить захотели или же тебя смерти предать». О том, что речь идет именно о братии, а не о каких-то случайных разбойниках, ясно говорят заключительные строки этого тропаря: «ты же, яко Моисей, манною питать их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел»2. Пенятно, что «в благоразумие привести» возможно, лишь противопоставляя злу - добро, ненависти - любовь, бунту - смире ние. И, действительно, по Житию, Трифон, покинувший Печенгу на восемь лет, так же, как Моисей не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, от града во град и от веси в весь странствуя, все, что испрашивал милостыни, в монастырь свой на пропитание братии посылал». Восемь лет скитался Трифон, живя милостынею, и восемь лет бра тия жила без преподобного. На целых восемь лет монастырь остался без Старца, без его духовной помощи. Преподобный Трифон, испол ненный христианской любви, даже покинув Печенгу, не оставил свое го попечения о доверившихся ему людях. Правда, братия получала от Трифона лишь то, что им виделось наиболее ценным, - собранные им 1 Канон прп. Варлааму. Л. 419. 2 Канон прп. Трифону. Л. 96 об. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz