Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства ванная грамота, что откроет обители путь к небывалому процвета­ нию, равно как и к грядущей ее, «от острия меча», погибели. Прозревая Духом предстоящую скорбь, Варлаам поддерживает Трифона и показывает ему сокровенную духовную причину проис­ ходящего, а следовательно, и пути одоления этой беды. Тем не ме­ нее понимание внутреннего механизма происходящего на Печенге не может снять остроту ситуации, потому Варлаам не желает более оставаться здесь. «Оставлявши Трифаново селение и возвращаешися паки к Керети - все тому [Трифону] изрек». Варлаам и Трифон раскрываются нам в этом эпизоде как великие единомышленники и столпы православной веры для всего Крайнего Севера. В одном из тропарей восьмой песни «Канона прп. Варлааму» упоминается то особое значение, что имел для духовного укрепления Трифона и окончательного преодоления его природной страстности их совместный молитвенный подвиг в Печенгской пустыни: «Естеством добродетелей любве сопрягся отцу Трифану в духовных ему исправ- лениих, в пусте моря с ним оземъствуяся, спричастное (наследное) души очищающи . ..»'. И так, Трифон вместе с Варлаамом покидают Печенгу по причине того, что «лукавые люди тебе препятствие бесовским советом учинить захотели или же тебя смерти предать». О том, что речь идет именно о братии, а не о каких-то случайных разбойниках, ясно говорят заключительные строки этого тропаря: «ты же, яко Моисей, манною питать их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел»2. Пенятно, что «в благоразумие привести» возможно, лишь противопоставляя злу - добро, ненависти - любовь, бунту - смире­ ние. И, действительно, по Житию, Трифон, покинувший Печенгу на восемь лет, так же, как Моисей не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, от града во град и от веси в весь странствуя, все, что испрашивал милостыни, в монастырь свой на пропитание братии посылал». Восемь лет скитался Трифон, живя милостынею, и восемь лет бра­ тия жила без преподобного. На целых восемь лет монастырь остался без Старца, без его духовной помощи. Преподобный Трифон, испол­ ненный христианской любви, даже покинув Печенгу, не оставил свое­ го попечения о доверившихся ему людях. Правда, братия получала от Трифона лишь то, что им виделось наиболее ценным, - собранные им 1 Канон прп. Варлааму. Л. 419. 2 Канон прп. Трифону. Л. 96 об. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz