Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II З ту информацию о роли преподобного Варлаама Керетского в преодолении драматической ситуации, возникшей на Неченге 1548-49 гг., мы находим в посвященном ему Каноне1. Строки тропаря в пятой песни Канона подтверждают то, что Вар­ лаам в то крайне тревожное время действительно пришел в обитель Трифона на Печенге: «Видел созидаему святым Трифаном обитель на Печете, за окияном-морем, и туда устремился видеть того труды и подвиги». Далее в Каноне мы ясно видим подтверждение тому, сколь опасной была ситуация, сложившаяся на Печенге к 1549 г. В тропаре пятой песни Канона описывается, что Варлаам вскоре после своего прибытия на Печенгу, как говорится, «дал свою оценку всему, что он там увидел». «И пребыв немногое время, пророчески тому [Трифону] о составлении (о составе2) обители прорек», то есть произнес свое пророчество о собравшейся у Трифона братии. «О, Трифане, сподо­ бился ecu обитель воздвигнути и братию собрать, но будут люди и села зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию (гневливости) подобящиеся»г. Надо понять, что суть сказанного Варлаамом есть не просто кон­ статация факта увиденного им тяжкого духовного неблагополучия, поразившего собравшуюся к 1549 г. на Печенге братию. Варлаамом произнесено именно пророчество, то есть Духом Святым возвещено некое Божественное установление, которое определит всю дальнейшую судьбу этого Трифоновского детища. Вся эта «неукротимость» братии, ее «ярость и гневливость», по слову Варлаама, есть наказание Трифону от Господа, тяжкий крест в воспоминание и искупление им своих диких страстей и страшных грехов разбойной юности. Именно потому они так ведут себя «я ко дикие звери», потому так страшно «неукротимы», что «твоей [Трифон] ярости и острожелчию уподобляются». Варлаамово пророчество в полной мере исполнилось в судьбе Пе­ ченгского монастыря4. Трифон вынужден был принять Божью волю, изреченную Варлаамом и, смирившись, покинуть ставшие родными Печенгские берега. Спустя восемь лет он вернется сюда, с новым игу­ меном - Гурием, на имя которого будет дарована монастырю Жало­ 1 Канон прп. Варлааму. Лл. 413-420 об., 2 «Составление - состав, собрание, собор» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковнославянский словарь. С. 642). 3 Канон прп. Варлааму. Л. 416. 4 Мы сейчас не касаемся печальной истории обители в XVII в., когда она размещалась в Коле и когда «буйных печенгских монахов» безуспешно пытался усмирить сначала Патри­ арх Никон, а затем и Архангельский Владыка Афанасий. Об этом мы расскажем в последу­ ющих главах этого исследования. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz