Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства Торг на Русском Севере. Гравюра из книги О. Магнуса «История северных народов». XVI в. ти, которой подвергся Трифон с приходом, если так можно выразиться, «новых русских» монахов: «Лукавые люди тебе спону (препятствие, со­ противление) бесовским советом учинить захотели, или же тебя смер­ ти предать»'. То есть пришедшая к Трифону буйная братия попыталась подмять под себя Трифона и его обитель, навязывая ему свое, новое видение монастырского строительства и жизни монашеской. Но надо хорошо понимать, кто такой Трифон Печенгский. Посту­ пить с ним, как поступили с семидесятилетним старцем Феодоритом, вряд ли бы кто на это отважился. Ярость и неукротимая сила «Трифона во гневе» отдельно упоминается в лопарских преданиях. Исполинская сила этого сурового отшельника также особо отмечается в Житии, что, надо сказать, вовсе не характерно для агиографических традиций. И если, проповедуя Евангелие тщедушным лопарям, этот богатырь- воин, которого они «за власы таскали, и о землю метали, и били, и пихали», во многом подкупил их именно своим смирением и терпели­ вым незлобием, то в данном случае он ни уходить, ни смиряться не со­ бирался. Так что для достижения своей цели у пришельцев оставался один выход - убить Трифона. И, возможно, не было бы у нас славной истории Трифоновского монастыря XVI в., если бы в это время на Печенге не появился преподобный Варлаам Керетский2. 1 Канон прп. Трифону. С. 95 об. 2 Восстановление этих событий и обоснование некоторых гипотез нами проведено так­ же в книге Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию Жития. Мурманск-СПб., 2007. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz