Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II из устава Зосимы и Савватия Соловецких1: «...не токмо женам, а ни скота единого отнюдь женского полу не иметь тамо»2. Кроме того, совершенно очевидно, что кольские монахи соблазни­ лись теми значительными имениями, которые за 16 лет существования Трифонова монастыря были пожертвованы обители «новопросвещен­ ными народами лопарскими». Эти щедрые пожертвования были обус­ ловлены спецификой «лопарской обители», при которой все дарения оставались у лопарской братии, поскольку «монашествующие были только из новопросвещенных лопарей»3. Другой же наиважнейшей особенностью «монастыря новоначального» явился особый дух хрис­ тианской любви, установившийся как в самом монастыре, так и между Трифоном и всем лопарским племенем. Это было связано, в первую очередь, с тем опытом исихазма, который привнес в жизнь лопарской братии Трифон, с благодатной традицией творения непрестанной мо­ литвы Иисусовой и опытом непосредственного Богообщения. Очевидно и то, что «немирный» дух пришедшей с Колы братии, «сложившейся с дъяволом» и согрешившей против своего духов­ ного отца и окормителя, абсолютно не соответствовал молитвенно­ созерцательному духу Свято-Троицкой обители, что сложился в мо­ настыре на реке Мане. Мы можем только догадываться, сколь тяжкое искушение выпало тогда для преподобного Трифона и какие страсти кипели в тот год на Печенге вслед за Колой. Вспомним, что рассказы­ вал преподобный Феодорит своему духовному сыну князю Курбскому об истинных истоках тех печальных событий: «Не терпит древний супостат рода человеческого, очима завистными зряще благочестие возрастаемое, и распаляется ненавистью. Подущает, шепчуще неви­ димо во уши и глаголюще в сердце: „Тяжек вам и нестерпим, и никто не может от человеков претерпеть устав этот вам преподанный. Как можете без имений жить, своими руками хлеба добывающе?”»4 Вновь открытые исторические материалы в полной мере подтверж­ дают реальную угрозу для жизни Трифона в той ситуации на Печенге. В «Каноне преподобному Трифону...» говорится о смертельной опаснос- 1 Таким было «завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу)» (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 37). «Женщины... вхожи были в стены монастыря, но соблазн греха был распространен в Древней Руси и в еще худшей форме. По-видимому, азиатские нравы татарской неволи очень усилили на Руси противоестественный порок» (Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т. 1. С. 406). 2 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 333. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифо­ ном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908. С. 9. 4 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 333. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz