Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II из устава Зосимы и Савватия Соловецких1: «...не токмо женам, а ни скота единого отнюдь женского полу не иметь тамо»2. Кроме того, совершенно очевидно, что кольские монахи соблазни лись теми значительными имениями, которые за 16 лет существования Трифонова монастыря были пожертвованы обители «новопросвещен ными народами лопарскими». Эти щедрые пожертвования были обус ловлены спецификой «лопарской обители», при которой все дарения оставались у лопарской братии, поскольку «монашествующие были только из новопросвещенных лопарей»3. Другой же наиважнейшей особенностью «монастыря новоначального» явился особый дух хрис тианской любви, установившийся как в самом монастыре, так и между Трифоном и всем лопарским племенем. Это было связано, в первую очередь, с тем опытом исихазма, который привнес в жизнь лопарской братии Трифон, с благодатной традицией творения непрестанной мо литвы Иисусовой и опытом непосредственного Богообщения. Очевидно и то, что «немирный» дух пришедшей с Колы братии, «сложившейся с дъяволом» и согрешившей против своего духов ного отца и окормителя, абсолютно не соответствовал молитвенно созерцательному духу Свято-Троицкой обители, что сложился в мо настыре на реке Мане. Мы можем только догадываться, сколь тяжкое искушение выпало тогда для преподобного Трифона и какие страсти кипели в тот год на Печенге вслед за Колой. Вспомним, что рассказы вал преподобный Феодорит своему духовному сыну князю Курбскому об истинных истоках тех печальных событий: «Не терпит древний супостат рода человеческого, очима завистными зряще благочестие возрастаемое, и распаляется ненавистью. Подущает, шепчуще неви димо во уши и глаголюще в сердце: „Тяжек вам и нестерпим, и никто не может от человеков претерпеть устав этот вам преподанный. Как можете без имений жить, своими руками хлеба добывающе?”»4 Вновь открытые исторические материалы в полной мере подтверж дают реальную угрозу для жизни Трифона в той ситуации на Печенге. В «Каноне преподобному Трифону...» говорится о смертельной опаснос- 1 Таким было «завещание св. Зосимы, который запретил разводить вблизи обители плодящихся животных (согласно студийскому уставу)» (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 37). «Женщины... вхожи были в стены монастыря, но соблазн греха был распространен в Древней Руси и в еще худшей форме. По-видимому, азиатские нравы татарской неволи очень усилили на Руси противоестественный порок» (Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. Т. 1. С. 406). 2 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 333. 3 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифо ном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908. С. 9. 4 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 333. 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz