Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства рит, установивший в своем монастыре нестяжательный Устав1. Чем все это закончилось вскоре, мы теперь знаем. Можно предположить и еще одно обстоятельство. Есть мнение, что именно в это время, после бунта московской черни 1547 г., совершил свое бегство из Москвы знаменитый еретик Феодосий Косой со своими единомышленниками2. Разойдясь по разным обителям, они приняли монашеские постриги: «Убояшеся же мук от господей своих, внидоша в монастыря и постригошася»3. Вектором их устремлений были заволж­ ские пустыни, но при этом, как мы помним, существовала тесная связь «заволжцев» с подвижниками Крайнего Севера. Поэтому теоретически нельзя исключить появления этих носителей «безбожной ереси» сна­ чала в монастыре Феодорита на Коле, а в дальнейшем и у Трифона на Печенге. Учитывая, что ересь Косого отрицала «саму целесообразность существования монашества»4и необходимость соблюдения монашес­ ких обетов, то картина получается весьма достоверная. Также надо иметь в виду, что Феодосий Косой и его сообщники позиционировали себя не иначе, как «ученики старца Артемия». Помня тесные связи и добрые отношения Феодорита с заволжским игуменом, можно пред­ положить, что это также помогло «сим волкам во одежах овчих» легко войти в состав братии Кольской обители. О том, что инициаторами бунта были некие новоначальные иноки, позже вспоминал и сам Фео- дорит: «Не терпит древний супостат человеческого рода благочестие возрастаемо, подущает на него новособранных монастыря мнихов»5. Но это предположение скорее служит целям показать общий фон рос­ сийской духовности в это время и принципиального значения для оценки произошедшего на Кольском Севере не имеет. Искусившаяся иными «порядками» общежительных «вотчинных» монастырей и изгнавшая своего наставника, «нестяжателя» Феодори­ та, кольская братия, неожиданно появившаяся в монастыре Трифона в 1549 году, принесла с собой и многие неуврачеванные проблемы. Курбский касается их, когда упоминает, что непосредственным по­ водом к бунту явилось введение Феодоритом в монастыре правила 1 «Правило им священное уставляет, заповедающе им обще и нестежательно жительс- твовати, сиречь без имений, своими руками пищу добывающее яко рече великий апостол...» (Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 332.) 2 «Организованный побег Феодосия Косого и ряда холопов из Москвы был связан с восстанием в столице Российского государства в 1547 г.» (Зимин А. А. Пересветов и его со­ временники... С. 183). 3 Послание многословное. Сочинение инока Зиновия. По рукописи XVI в. // ЧОИДР. 1880. Кн. 2. С. 1. 4 Зимин А. А. Пересветов и его современники... С. 207. 5 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 333. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz