Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства когда прислушивался к речам и беседам его [Феодорита] премудрым, а также наблюдая его жительство умиренное и священнолепное»1. И «блаженный отец» наш, преподобный Трифон Печенгский, в слезах покаяния, «богомыслии и молчании» «Бога узревший», также достиг высот Божественных откровений, созерцая Фаворский Свет. Именно об этом поведало нам его Житие словами его предсмертных наставлений братии: «Любимцы мои, не любите мира и яже в мире. Подвизайтеся там, где несть смерти, ни тьмы, но вечный Свет. Тамо день един паче тысяч». В свете вышесказанного проследим воздействие упомянутых выше духовных противостояний на возникновение и развитие конфликта на Печенге в 1548-49 гг. Упадок духовности, сытая жизнь «от имений» и забвение «устава отцов-основателей», поразившие к 50-м гг. XVI в. большинство мо­ настырей в Подмосковье, действовали разлагающе на братию новых северных монастырей2. «Феодоритовские» «нечеловеколюбивые мнихи»3, переместив в 1549 г. из Колы на Печенгу Троицкий монастырь, принесли с собой в Печенгские края и иной настрой, иной дух монастырской жизни. Прямых исторических свидетельств этого перехода не сохранилось. Но имеется достаточно много косвенных признаков, подтверждаю­ щих этот факт, и мы их кратко коснемся. Согласно А. Курбскому, в Свято-Троицком монастыре на Коле происходит бунт. Настоятель Фео- дорит изгоняется из этих мест. Причина бунта - нежелание следовать строгостям нестяжательного Устава Феодорита и стремление бога­ теть, развивая в монастыре «торгово-экономическую деятельность». Была дерзко нарушена митрополичья ставленая грамота. Оставаться в монастыре теперь стало опасно - Новгородский Владыка может строго взыскать за бунт и тогда «быть всем в великой опале». Но есть возможность уйти в другой монастырь - на Печенгу, к Трифону и по­ пробовать с ним договориться. Кроме того, привлекало богатство тех мест и то, что оно еще не расписано по вотчинам. Рядом с Печенгой самый популярный на Крайнем Севере торг - на мысе Кегор. Братия с Колы уходит, что подтверждается документами. Согласно Писцовым книгам и «Сообщению» Салингена, в Коле Свято-Троицкий 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 340. 2 «Ведь по всем монастырям сперва начальники установили крепкое житие, да впос­ ледствии разорили его любострастные» (Письмо Иоанна IV игумену Косьме // Акты исто­ рии. Т. 1. № 204. С. 377). 3 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 342. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz