Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

В конце XV - начале XVI в. практика умной молитвы и аскетики подавляющей части русского монашества вплотную прибли­ зила российскую нацию к «пробуждению богословского сознания»1. Речь идет не о начетническом знании творений святых отцов и бого­ словской «образованности», а о мистическом опыте Божественных от­ кровений и непосредственного богословского знания. Именно на этот высокий духовный путь обожения призывали встать Святую Русь старцы-нестяжатели: «премудрый Артемий», «блаженный Феодорит- пустынник», преподобный Трифон Печенгский, Филипп Соловецкий... Ибо каждый, кто умом «возносится к созерцанию нетварного Света и сам становится подобным Свету»2, каждый, кто познал эту неизре­ ченную радость непосредственного Богообщения, никогда больше не пожелает иных «утех жизни, которыми мир ласкает нас, но после которых бывает горько» (прп. Нил Сорский). Путь исихазма, это бесценное сокровище Церкви, раскрывал перед Россией благодатнейшую перспективу. Не случайно наш «северный апостол» - преподобный Феодорит Кольский - в истории Церкви до своего прославления в 2003 г. упоминался как «Блаженный»3. Бла­ женство Феодорита - это высшая степень постижения богословия исихастских откровений, когда подвижник сподобляется дара Цер­ ковного Учительства. «Господь называет блаженными не просто уча­ щих, но тех, которые сначала удостоились прозреть и увидели в себе просвещающий и блистающий Свет Духа и благодаря Ему в этом ис­ тинном видении, знании и действии познали, о чем следует говорить и чему учить других»4. Именно за это высокое богословие, а также за его удивительное знание греческого поморские жители Кольского Севера XVI в. называли Феодорита «русским философом». Лишь однажды, и об этом мы упоминали выше, эти блаженные высо­ ты духа, достигнутые Феодоритом, понадобились «Москве - Третьему Риму», да и то в сугубо практических, политических целях. Иоанну Гроз­ ному требовалось благословение от Вселенского Патриарха на венчание на царство «по чину римских кесарей». Для того и был призван старец- исихаст Феодорит, которому было велено вести богословские беседы с греческими иерархами, дабы в нужном свете показать уровень россий­ ской духовности. Цель была достигнута: «... сам Патриарх удивлялся, Глава II 1 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 21. 2 Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни... С. 41. 3 «Церковь за подвижническую жизнь и просетительские труды дала ему титло Бла женного» (Соловецкий патерик. М., 1991. С. 43). 4 Преподобный Симеон Новый Богослов. Сто глав богословских и практических // Аскети ческие произведения в новых переводах. Клин, 2001. С. 9. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz