Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства дает приоритеты в духовной жизни монаха развитию аскетического сознания и созерцательного видения, справедливо усматривая в них надежные, подлинно православные источники разумения Божествен­ ных догматов веры. Невысоко ценя при этом рациональные, схолас­ тические методы познания, преподобный Иосиф раскрывается здесь перед нами как монах-подвижник, последователь исихастского типа христианской аскезы. Это видно потому, как внимательно изучал и лично переписывал он сочинения виднейшего представителя визан­ тийского исихазма - преподобного Симеона Нового Богослова, в том числе и «о мысленном откровении действенного божественного света и делании умном и божественном, и добродетельной жизни»1. На рубеже XV-XVI вв., когда пишется «Просветитель», по-другому еще и быть не могло. «Как признано ныне, к исихастскому руслу при­ мыкают воззрения и деяния почти всех крупнейших представителей Православия Московской Руси - преподобного Сергия Радонежского (творившего, по свидетельству Епифания, непрестанную молитву), Феофана Грека, Андрея Рублева»2. Именно во времена подвигов пре­ подобного Сергия и его учеников вселенская православная духовность ознаменовалась великим событием: «встречей русского аскетизма с византийским исихазмом»3. Безусловно, преподобный Нил Сорский в своем творении «Пре­ дание ученикам» - первом оригинальном тексте русского исихазма - предстает как представитель чистого исихастского сознания, «однако в типе религиозного сознания „осифляне” по большей части отнюдь не были оппонентами „нестяжателей”, как и святой Иосиф не был оппонентом.святого Нила. Оба течения держались русла, основанно­ го прп. Сергием Радонежским»4. Более того, доказано, что истинные ученики и воспитанники Иосифа Волоцкого охотно переписывали сочинения Нила Сорского, и в их рукописной традиции Нил назван не иначе, как «великий старец» и «ревнитель древних святых отец»5. И это неудивительно, поскольку и сам преподобный Иосиф, напри­ мер, во Введении к своему «Просветителю» целиком использовал труд преподобного Нила - «Послание некоему брату»6. 1 Сборник и письмо старца и отца нашего Иосифа. ГИМ, Епархиальное собрание руко­ писей. Д. 357/536. Л. 311-312. 2 Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 221. 3 Криволапое В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции... С. 389. 4 Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 223. 5 Список Досифея Топоркова. ГИМ, Епархиальное собрание рукописей. Д. 342/485. Л. 5. 6 Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI вв. М. Л., 1960. С. 312. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz