Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II Идеями преподобного Иосифа стало прикрываться направление раз­ вития монастырской жизни в русле приоритета материального обо­ гащения монастыря в ущерб стяжанию духовных дарований в стенах обители. Уточним понятие «нестяжательство». Это означает не привержен­ ность идее «секуляризации» церковных имений или абсурдное бегство от владения чем-либо, необходимым для существования монастыря. Принципиальный вопрос, стоящий перед нестяжателями: «как от­ ступите от мира», как достичь «нестяжания в себе духа мира», дабы освободить место для стяжания Святого Духа? Другими словами, мы видим здесь отстаивание изначальных христианских принципов спа­ сения, которые столкнулись с эрзац-христианством, разрушавшим подлинную и благодатную монастырскую идею. Но в чем состояла «правда преподобного Иосифа», которая в даль­ нейшем так потускнела, извратилась и свелась к маловразумительно­ му термину «осифлянство»? В своем главном творении - богословском труде «Просветитель» - преподобный Иосиф раскрывается не только как превосходный зна­ ток творений Святых Отцов («богодухновенныя писания вся на край языка имый»), но и талантливый русский догматист XVI в. Решительно встав на защиту Православия от «тяжкой хулы на уче­ ние церковное» перед лицом «гнусной ереси жидовствующих», Иосиф пишет «Просветитель» как апологетическое и догматическое произ­ ведение. Раскрывая в своем труде богословскую систему, Волоцкий игумен предстает перед нами строгим и достойным последователем учения святых отцов древности. «Хотящий увидети волю Божию и разум Божественных Писаний, должен есть прежде от страстей себя очистити сохранением Божественных заповедей и вниманием. И мнозе о Бозе упражнением, и безмолвием, и слезами, и смиренно­ мудрием, и страхом Божиим. Душа чистотою соединившись с Богом, иного слова не востребует к учению - присносущное Слово, Учитель и Наставник просвещение в Себе носящий блаженно. И так страстных помышлений мрак отрясше, невещественно приступим к неложному Учителю Истины, сей есть Христос, составная Премудрость Божия и в Нем же вся сокровища разума сокровенна суть»1. Таким образом, преподобный Иосиф Волоцкий, имя которого вско­ ре стало удобным «знаменем в борьбе» «осифлян» с «нестяжателями», в своей главной книге ясно исповедует идеи «нестяжателей». Он от­ 1 Из «Просветителя» преподобного Иосифа Волоцкого (цит. по: Тарасий (Курганский), иеромонах. Перелом в древнерусском богословии (репринт, 1903). М., 2003. С. 20). 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz