Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

В новь вернемся к высказанной нами ранее мысли о том, что противо­ речия двух моделей монастырского строительства («нестяжа­ тельной» и «осифлянской») были значительно преувеличены позже. И с горечью приходится нам использовать этот устоявшийся термин: «осифлянство». Думается, что преподобный Иосиф Волоцкий ко всему, ныне стоящему за ним, отношения не имеет. Его правда была о другом. Как справедливо замечает протоиерей Георгий Флоровский: «Нам все труднее понять правду преподобного Иосифа, которая так потускнела от малодушия и податливости его преемников»1. «Осифлянством» ста­ ли называть вовсе не изложенный в Уставе преподобного Иосифа Во­ лоцкого жестко дисциплинирующий порядок общежительной жизни в монастыре с доминантой социального служения во имя «симфонии» Священства и Царства2, а прорвавшийся в церковную жизнь дух стя­ жания и непомерных мирских попечений под благовидным предлогом «заботы об интересах Церкви и государства». «Осифлянство» стало удобным богословским прикрытием для окон­ чательного торжества этого духа, который был сначала вынужденно и дозированно допущен в монастыри через узаконенные владения села­ ми, людьми, торговые операции, мощные производства и прочее, что отныне, к середине XVI в., предполагалось иметь непременным делом монастырской жизни. Однако, по Иосифу Волоцкому, все это должно было находиться под неусыпным дисциплинарным контролем, суро­ вым аскетическим организационным сдерживанием. При жизни свято­ го Иосифа это неукоснительно соблюдалось, поскольку именно он сам и его ближайшие старцы-ученики являлись гарантом надежного конт­ роля над недопущением одоления обители «духом мира». То же самое наблюдалось и в иных монастырях до тех пор, пока были живы святые отцы-молитвенники, носители традиций старой монашеской школы, что мы видим на примере преподобных Корнилия Комельского и Фи­ липпа Соловецкого, Трифона Печенгского и Феодорита Кольского. Естественная убыль этой генерации подлинного монашества и дис­ кредитация школы «заволжского старчества» на уровне Соборных решений привели к деградации духовной составляющей обителей. § 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства 1 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 18. 2 Не секрет, что церковную политику Иосифа и его последователей историки уже не раз сближали с католической. Преобладание интереса к Церкви как к общественному инсти­ туту, сотрудничающему с государством, привело «осифлян» к необходимости всесторон­ ней внешней регламентации церковной жизни, формальной дисциплины и организации. И по мере вытеснения влияния «нестяжателей» этот «примат внешнего становится нормой и правилом в русской церковной жизни. Поражение „нестяжателей” означало и падение древнерусского старчества» (Криволапое В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции // Писатель и время. М., 1991. С. 389). 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz