Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
В новь вернемся к высказанной нами ранее мысли о том, что противо речия двух моделей монастырского строительства («нестяжа тельной» и «осифлянской») были значительно преувеличены позже. И с горечью приходится нам использовать этот устоявшийся термин: «осифлянство». Думается, что преподобный Иосиф Волоцкий ко всему, ныне стоящему за ним, отношения не имеет. Его правда была о другом. Как справедливо замечает протоиерей Георгий Флоровский: «Нам все труднее понять правду преподобного Иосифа, которая так потускнела от малодушия и податливости его преемников»1. «Осифлянством» ста ли называть вовсе не изложенный в Уставе преподобного Иосифа Во лоцкого жестко дисциплинирующий порядок общежительной жизни в монастыре с доминантой социального служения во имя «симфонии» Священства и Царства2, а прорвавшийся в церковную жизнь дух стя жания и непомерных мирских попечений под благовидным предлогом «заботы об интересах Церкви и государства». «Осифлянство» стало удобным богословским прикрытием для окон чательного торжества этого духа, который был сначала вынужденно и дозированно допущен в монастыри через узаконенные владения села ми, людьми, торговые операции, мощные производства и прочее, что отныне, к середине XVI в., предполагалось иметь непременным делом монастырской жизни. Однако, по Иосифу Волоцкому, все это должно было находиться под неусыпным дисциплинарным контролем, суро вым аскетическим организационным сдерживанием. При жизни свято го Иосифа это неукоснительно соблюдалось, поскольку именно он сам и его ближайшие старцы-ученики являлись гарантом надежного конт роля над недопущением одоления обители «духом мира». То же самое наблюдалось и в иных монастырях до тех пор, пока были живы святые отцы-молитвенники, носители традиций старой монашеской школы, что мы видим на примере преподобных Корнилия Комельского и Фи липпа Соловецкого, Трифона Печенгского и Феодорита Кольского. Естественная убыль этой генерации подлинного монашества и дис кредитация школы «заволжского старчества» на уровне Соборных решений привели к деградации духовной составляющей обителей. § 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства 1 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 18. 2 Не секрет, что церковную политику Иосифа и его последователей историки уже не раз сближали с католической. Преобладание интереса к Церкви как к общественному инсти туту, сотрудничающему с государством, привело «осифлян» к необходимости всесторон ней внешней регламентации церковной жизни, формальной дисциплины и организации. И по мере вытеснения влияния «нестяжателей» этот «примат внешнего становится нормой и правилом в русской церковной жизни. Поражение „нестяжателей” означало и падение древнерусского старчества» (Криволапое В. Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции // Писатель и время. М., 1991. С. 389). 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz