Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II «Несколько лет продолжались поиски в северных скитах. Мно го старцев разбрелось по глухим местам вологодским и поморским, и старые очаги пустынножительства вокруг Кирилловой обители запустели»1. Е сли кратко коснуться дальнейшей судьбы самой идеи пустын ножительства на русской почве в послесоборное время, то нет сомнений в том, что стремление к пустынножительству, к священно- безмолвию продолжало жить в монашестве. Но теперь это благодат ное делание было поставлено «вне закона». Пожалуй, единственный пример пустынножительства во второй половине XVI в. явил нам упо мянутый ранее преподобный Никандр Псковский ( t 1581 г.). Также в первой половине XVII в. удалось благополучно пустынножительство- вать на Севере в течение 36 лет преподобному Никодиму Кожезер- скому ( t 1640 г.). Другим же инокам и мирянам, стремившимся во «внутреннюю пустыню», в это время приходилось непросто, нужно было очень тщательно скрываться в непроходимых лесах и болотах, зарываясь в пещерах. Если, например, становилось известно, что на Соловках появлялись «священнобезмолвствующие», то последствия для последних могли быть весьма тяжелые. Так, например, в 1630 г., узнав, что на островах живут пустынники, «братия вельми возъярившеся, послаша во остров неких от братии, а с ними стрельцов и трудников, повелеша, ихже обрящут пустынни ков, в монастырь привести. Тии же, шедше, многих пустынников, яко некое зло сотворших, емше, келии их разориша, связанны приведо- ша... страдальца Христова Дамиана, руце и нозе оковавше, вринуша в келию, замкнувше твердо, яко не возможно ему ни в церковь, ни к братии изыти»2. После же «Соловецкого сидения» любое пустынножительство стало ассоциироваться с приверженцами «раскола», и суровость мер воз действия, к ним применяемых, столь жестока3, что невольно вновь убеждаешься в справедливости приведенных несколько выше строк из послания старца Артемия. 1 Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Собрание сочинений. М., 2000. T. VIII. С. 152. 2 Петренко Н. А. Соловецкий патерик и Повести о соловецких пустынножителях // Книж ные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 500. 3 «Тех, которые прежнее Святое Крещение нарицали неправым, исповедав и причастив, казнить смертию без всякого милосердия... А кто покорения Святей Церкви не принесет, тех по тридневному допросу не покоряющихся, жечь в срубе и пепел развеять» (Указные статьи о раскольниках от 7 апреля 1685 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос сийской империи Археографическою экспедициею. СПб., 1836. Т. 4. С. 420). 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz