Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства ни был достоинства природного, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, и пребывает лжеименным разумом»1. Перед нами вновь повторенная трагедия Лютера и протестантизма в целом с их упором на толкование Писания (Sola Scriptura), но без каких-либо предвари тельных условий, без аскетической и молитвенной духовной работы и полным доверием своему «лжеименному разуму». Все это, естественно, осталось вне поля зрения историков советского периода. И, увы, похоже, подчас не воспринимается и исследователями настоящего времени. «Вообще создается впечатление, - пишет исследо ватель, - что в 40-х гг. XVI в. существовало широкое идейное движение, вобравшее целый ряд представителей общественной мысли»2. Замеча ние верное, только основания этому «широкому идейному движению» историки находят то в классовой борьбе3, то в политических интригах Запада и заговоре «жидовствующих» вселенского масштаба4. Причина такой стагнации мысли того же духовного свойства, что привела к ереси Феодосия Косого: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2,14). Думается, так будет до тех пор, пока не вернется ясное понимание того, что история России есть история Православной веры, и пока мы вновь не взглянем на историю с позиции верующего человека, а имен но «как на тайну и трагедию. Тайну спасения и трагедию греха»5. На сегодняшний день налицо все та же проблема реально сущес твующего отличия подхода к исследовательской работе со стороны специалиста-историка богословского образования и историка, живу щего вне богрсловской традиции и Церковного Предания в целом. Итак, в середине XVI в. произошло трагическое событие в истории русского монашества и Православия. В ссылки и строгие заточения были отправлены все наиболее видные «старцы нарочитые, в житель стве нестяжательном просиявшие и писаньем священным искусные»: игумен Артемий, архимандрит Феодорит, инок Савва (Шах), инок Исаак (Белобаев). Рязанского епископа Кассиана, выступившего на Соборе с критикой творений Иосифа Волоцкого, по причине болезни (или под ее предлогом) свели с кафедры и отправили в монастырь. 1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письмо о ересях, http://hristov.narod.ru/abheres.htm 2 Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. С. 56. 3 Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв. М., 1960. С. 269. 4 Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине. 5 Флоровский Георгий, протоиерей. Догмат и История. М., 1998. С. 79. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz