Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II на устои». «Одна только попытка сколько-нибудь критического отно шения к списываемому материалу даже лучшим людям (прп. Иосифу Волоцкому) казалась ересью: „Нил и ученик его Васьян похулиша в русской земле чудотворцев, иже в древняя лета бывших, - чудесем их не воровавша и от писания изметаша чудеса их”»1. Возражать представителям господствующего тогда направления в богословской мысли мог решиться лишь «великий временной человек» Вассиан, защищая право христианина «испытывать книжное слово»: «Лжеши на мя и на моего старца Нила, что мы хулим чудотворцев и древних и новых. Чудес из их святых писаний ничего старец Нил не выкинул, а наипаче исправил с иных, с правых списков...»2 Таким образом, мы видим, как еще в начале XVI в. были пресече ны попытки научно-критического переосмысления текстов Житий, проводимых «заволжцами» с целью придать им необходимую исто рическую достоверность. И лишь четыре столетия спустя намерение преодолеть недоверие к агиографическому наследию древности было, наконец, ясно сформулировано в соответствующем определении По местного Собора 1917-1918 гг. Теперь охарактеризуем истинных еретиков. Трагедия Феодосия Ко сого, который, несомненно, пытался постичь эту «заволжскую» науку «богомыслия» и «испытания писаний», состояла в непреодоленной им своей изначальной страстности. Такой человек, как он, обладающий «мужеством и разумом... не желавший мириться со своим положени ем... многое смущение вложивший и многую молву»3, особо точно дол жен был следовать учению «заволжцев» об «умном делании»4, о «стя жании разума духовного». Однако, как мы видим, Феодосий пренебрег этим важнейшим условием и, оставшись «человеком душевным», не стяжал благодати Святого Духа, а причастился духа нечистого, кото рый полностью пленил его душу. Разум его так и не стал «духовным», а остался «разумом падшего естества нашего, который, какого бы он 1 Архангельский А. С. Образование и литература... С. 173. «И книги Святого Писа ния в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и патерики, и прави ла св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к ним, явившиеся впоследствии, наконец, даже разного рода „градстии законы”, т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и еще более поздние дополнительные статьи к ним, - все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, неприкосновенным, все это безразлично носило название „божественных писаний”»... (Там же. С. 173.) 2 Там же. С. 173. 3 Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863. С. 25 (цит. по: Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине. С. 226). 4 «Умное делание» - важнейшее делание «священнобезмолствующих», внутренний ду ховный процесс, совершающийся в глубинах человеческого сердца (духа) и распадающийся на три отдельных ступени: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение). 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz