Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства неоднократно касался учитель Артемия преподобный Нил Сорский, предлагая, в свою очередь, следовать за преподобным Сергием Радо нежским, за святыми отцами, которые, «подвизавшеся чувственне и мысленне, делаша в винограде сердца своего, и очистивше ум от страстей, обретоша Господа и стяжаша разум духовный»1. Это понятие о «разуме духовном» составляет одно из центральных мест во многих посланиях апостолов (см., например: 1 Кор. 2), да и во всем святоотеческом наследии, начиная от преподобных отцов древ ности2и до Серафима Саровского и Игнатия Брянчанинова. Поэтому использование Феодосием Косым этого известного словосочетания ничего не доказывает, ибо «не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф. 7, 21). «Стяжание разума духовного» - непреложное и обязательное усло вие на пути духовного роста «монаха-заволжца». Без этого предвари тельного условия нельзя заниматься важнейшим деланием «заволж- цев» - изучением писаний и предаваться «богомыслию». «Испытание» Божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока, и любовь к этому «испытанию», как и книжные занятия вообще, были отличительною чертою старцев Ниловой пустыни»3. В то же время, по мысли Нила Сорского, «писания много, но не вся божественна», а следовать нужно писаниям «истинным, Божественным». «Белозерские старцы» не приемлют бездумного «почитания книжного», но испо ведуют сознательное, критическое усвоение читаемого»4. В условиях тогдашнего времени, когда «книга», как таковая (кроме тех, «их-же не подобает чеоти», граница которых была крайне неопределенна и под вижна), и вообще все «написанное» - «носило характер одинакового авторитета, являлось одинаково непререкаемым, «боговдохновен- ным»»5, мысль о «рассуждении», «испытании» и критике априори вы зывала настороженность, неприязнь и воспринималась «покушением 1 Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни... С. 24. 2 «Тот, кто укрепил Отцов наших, да укрепит и твою любовь, брат, и да даст тебе ра зум духовный, чтобы ты мог во всех делах своих поступать разумно» (Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., Благовест, 2001. С. 285); «Надо иметь во всем разум духовный, а если сомне ваемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: „Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе ”» (Никон (Воробьев), игумен. Нам остав лено покаяние. Письма. М., 1997. С. 210). 3 Архангельский А. С. Образование и литература в Московском государстве конца XV- XVI вв. Казань, 1898. Вып. 1. С. 171. 4 Там же. С. 172. 5 Там же. С. 173. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz