Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II естественно, категорически не признавал себя отступником от Пра­ вославной веры и после Соборного приговора в ответ на предложение покаяться в еретичестве отвечал: «Аз... так не мудрствую, как на меня сказывали, то на меня все лгали»1. До своего заточения на Соловках старец успел направить «Послание утешительное» своим «друзьям- заволжцам», также претерпевающим ныне гонения. Суть послания в призыве к «терпеливому перенесению скорбей за учение Христово... Виновниками сраданий, претерпеваемых христианами, часто являются также христиане, или точнее люди, думающие, что исполняют завет Христа, защищая Его учение телесными наказаниями и смертными казнями... Это противно духу учения Христа. Однако современные ревнители о вере лишены кротости и милосердия Христа и Его апосто­ лов; они негодуют и предают на казни тех, кто дерзает указывать им на это. Тем не менее истинные христиане не должны питать злобы против несправедливых преследователей и должно быть всегда готовым при­ нять венец мученический - это высший подвиг христианина»-. Считается, что позже, находясь в Литве, старец частично признал свою неправоту. В доказательство этому приводятся строки из его пос­ лания, где Артемий упрекает некоего «брата» в том, что тот «к непра­ вым наукам приложился, их же и мы сами, не ощутив сущей в них пре­ лести антихристова духа, не дерзали хулити (не стремились осуждать) и в неких речах не разнствовахом (не оспаривали)»3. Но следует обра­ тить внимание, что старец свою неправоту видит лишь в том, что, сле­ дуя традиции «заволжцев» и духу упомянутого послания к Тимофею, наставляюшему «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины», он не столь решительно осуждал протестантские ереси и не отмежевался от «нового учения» Феодосия Косого. Тем не менее уже в наше время отдельные исследователи, как им кажется, нашли доказательство единства в творениях старца Артемия и учении Косого: «Примечательно, что и в сочинениях Артемия содер­ жится понятие о «разуме духовном», составляющее одно из централь­ ных мест учения Косого»'. Заметим, что этого понятия, прежде всего, 1 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 253. 2 «Христолюбива старца послание утешительно в скорби сущим слова ради Божьего» (РИБ. Т. 4, ст.1352-1373. Цит. по: Вилинский С. Г. Послания старца Артемия... С. 134-135). 3 Послание «К брату, отступившему и жену понявшу». Русская историческая библиоте­ ка, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб., Т. 4. Ч. 1. Стб. 1420. 4 Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. С. 56. См. также: Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к Опричнине. С. 225. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz