Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства ние всему монастырю. «Святым Сретеньем» именует Нило-Сорскую пустынь грамота Великого князя Василия Ивановича (1515 г.)»1. Все богословие канона празднику Сретения и стихир храма, которые пе­ лись на каждой службе, сосредоточено на главном христианском дог­ мате - о Боговоплощении и Богочеловечестве Христа. Таким образом, «старцы-заволжцы» противостояли ереси «жидовскаа мудрствующих», отрицающих именно этот главный догмат христианства. Этой же цели борьбы с еретичеством «служит и содержательный отбор Житий в агиографических сборниках Нила Сорского»2. «Феодосий же пропо­ ведовал, что Бог строго един, отвергая догмат о Пресвятой Троице вполне в иудейском духе. Он также отрицал Божественное естество во Христе и догматы о Боговоплощении и Искуплении»3. Тем не менее на Соборе 1553-54 гг. богословие «старцев-заволжцев» оказалось увязанным с ересью Косого и Башкина: «Эти ученики, как нередко бывает, пошли гораздо далее своего учителя: они совсем «от­ вертись Христовой веры» и впали в заблуждение, которое сами назы­ вали «новым учением»4. Справедливости ради необходимо признать, что старец Артемий, подвизаясь в деле «исследования писаний», в этом традиционном духовном делании «заволжцев», допустил непомерный рационализм, подвергая критическому анализу незыблемые догма­ ты веры. При изучении «соборных речей» возникает ощущение того, что Артемий будто бы не понимает, что находится не на богословских «испытаниях» в заволжских пустынях, а на Архиерейском Соборе, где многие участники хорошо помнят и его «нестяжательские» пос­ лания царю, да и в целом любви к «заволжцам» не испытывают. Тем не менее известный своей «премудростью» старец крайне несобран, рассеян, неубедителен, впадает в вольные богословские рассуждения, продолжая по инерции все «испытывать», проверять на истинность, подвергать анализу. Таким образом, при условии, что «судьи были предубеждены против него и это предубеждение высказалось в фор­ мальной стороне процесса и может даже внушило судьям предвзятую мысль о виновности Артемия, несомненно одно, - поведение Артемия не могло рассеять, а лишь усугубило это предубеждение, а высказанные им «мнения» дали прямое основание осудить его»5. Старец Артемий, 1 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. № 161. С. 131 (цит. по: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003. С. 180). 2 Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003. С. 182. 3 Петрушко В. И. Курс лекций по истории Русской Церкви. ПСТГУ. Лекция 22. С. 6. 4 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. С. 149. 5 Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI в.). Одесса, 1906. С. 83-84. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz