Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II заволжских пустыней в своих отношениях с еретиками избирало путь убеждения, силу молитвы и личного примера исповедания истинной веры, настаивало на правоте апостольского слова: «Рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незло­ бивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог пока­ яния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2, 24-26). Еще в послании к Великому князю Василию Ивановичу «заволжцы» настаивали на этом: «кающихся еретиков и проклинающих ересь свою Церковь Божия при­ емлет с отверстыми объятьями», что так и следует поступать «сооб­ разно с духом и учением Нового Завета». В то же время заметим, что, по их мнению, «не кающихся еретиков и не покоряющихся велено за­ точить» и, следовательно, они не были оторвавшимися от реальности мечтателями или защитниками так называемой «свободы совести»1. Бытующее со времен Зиновия Отенского и упомянутое в его «Ис­ тины показании» утверждение о том, что Феодосий Косой с товари­ щами были «учениками Артемиевыми», подвигло многих исследова­ телей попытаться найти то общее, что могло бы подтвердить слова Зиновия. Так, например, утверждалось «сходство учения Феодосия Косого с отдельными взглядами Артемия2, Максима Грека и Вассиа- на Патрикеева»’ или «не исключены и прямые связи Косого или его последователей не только с Артемием, но и с другими представите­ лями нестяжательского направления»4. Но все эти попытки доказать единство исихастской школы «заволжского старчества», великих отцов пустынников «Северной Фиваиды» со столь откровенными в своем богохульстве еретическими инсинуациями Феодосия Косого выглядят натянутыми и бесперспективными. Необходимо учитывать, что речь идет о самых верных учениках преподобного Нила Сорского, в учении которого основной духовный вектор направлен на исповедание православного догмата Боговопло- щения. Именно потому главный престол в Нило-Сорской пустыни был освящен в честь праздника Сретения Господня, что дало назва­ 1 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. С. 79. 2 Артемий (t 1575), монах Кирилло-Белозерского монастыря, «премудрый» старец «за­ волжских пустыней», один из виднейших идеологов нестяжательства, религиозный публи­ цист, книгописец. Назначался игуменом Троице-Сергиевой Лавры, некоторое время был духовным наставником Иоанна Грозного. Являлся другом и сомолитвенником прп. Феодо- рита Кольского. Осужден с иными монахами-нестяжателями на Соборах 1553-54 гг. 3 Зимин А. А. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно- политической мысли середины XVI века. М., 1958. С. 214. 4 Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977. С.. 56. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz