Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства циативу, перевел аргументацию сторон в область бурной политической риторики. Влиятельный потомок Гедемина был осужден на Соборе 1531 г. и заточен именно в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского, «презлые осифляне» «по мале времени его уморили»1. Мо настырь этот к тому времени был признан единственно возможным образцом устройства иноческой жизни, официальной школой бла гочестия и в дальнейшем энергично поставлял епископов для всей России из числа своих игуменов. Окончательный же перелом в устройстве монашеской жизни, смена парадигмы русской монашеской идеи произошли после печально па мятных Соборов 1553-1554 гг. Предлогом для обвинения «заволжского старчества» в еретичестве стала недопустимая параллель, проведенная между учением Нила Сорского и «ересью люторской, явившейся на цер ковные догматы»2. Надо учесть и происходящую европейскую реформа цию, как раз в это время ликвидировавшую земельные и иные владения католической церкви, что неизбежно должно было повлиять на трезвость оценок и взвешенные решения царя и церковных иерархов. Думается, и в этом случае можно вспомнить замечание митрополита Макария (Бул гакова), сделанное им относительно некоторых ошибочных решений, принятых на Стоглавом соборе: «Собор частный, или Поместный, как и частные Церкви, не изъяты от возможности погрешать; тем более не изъяты от нее частные лица и иерархи, даже самые просвещенные»3. Также вполне можно допустить, что для иных «епископов и мона хов со начальниками своими, законопреступно и любостяжательно не по правилам апостольским и Святых Отцов живущих»4, создались долгожданные условия для расправы над ревностными обличителями их «отступлений» и приверженцами восточно-христианской мона шеской традиции, воспитанниками старческой школы Паисия Ярос лавова и Нила Сорского. Ситуация осложнилась тем, что в тех самых заволжских скитах скрывались протестантствующие еретики, последователи беглого хо лопа Феодосия Косого, «волки во одежах овчих, мнихи некие, отбег- шие от господей своих и от веры православныя»5, и, естественно, они находились в общении с «заволжским старчеством», вступая с ними в богословские прения. По-другому и быть не могло, ибо старчество 1 Цит. по: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 121. 2 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 334. 3 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4, Ч. 2. С. 60. 4 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 338. 5 Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Приложения. С. 21. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz