Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II Именно они, северные старцы, противостояли духовному обнищанию в церковной жизни, засилью духа «стяжания» и «любоначалия», сме­ ло поднимая непростые извечные вопросы выбора между «Богом и миром, Небом и землей, Духом и плотью»1. Возможно, сейчас кому-то покажется странным утверждение о том, что те же высокие цели ставил перед собой и преподобный Иосиф Во- лоцкий, отстаивая общежительную и «вотчинную» модель монастыря. Предложенное им монастырское устройство, вне всяких сомнений, легче увязывалось с новым историческим этапом развития россий­ ской государственности, но вовсе не исключало и иного подхода к практике иноческой жизни. Изначально и не существовало противо­ поставления духовных исканий преподобных Нила и Иосифа, и тем более не могло быть повода для борьбы. Но, увы, ситуация в дальней­ шем стала развиваться при активном участии иных заинтересованных сил - на карту были поставлены огромные материальные богатства, и вопросы пути спасения души неизбежно отошли на второй план. Главным стали доведенные до абсурда практические выводы этого противостояния, затрагивающие интересы государства: отношение к монастырским имениям, землям и вотчинам и к крепостному люду, что сделало эту борьбу жестокой и бескомпромиссной. Последствия же ее для Православия на Руси оказались весьма печальными. В 1525 г. осудили преподобного Максима Грека. За внешними об­ винениями виделась истинная причина его страданий: стойкая пози­ ция нестяжательности и чистоты в монашестве, обличение внешнего, обрядоверческого благочестия2. Еще один яркий полемист и непримиримый борец со «стяжателями» князь-инок Вассиан3, «великий временной человек»4, взяв на себя ини­ 1 Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 451. 2 «В вопросе монастырских вотчин М. Г., естественно, явился деятельным сторонником воззрений Нила Сорского и „заволжских старцев” и опасным противником для „осифлян”» (Максим Грек // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 76). 3 В миру князь Василий Иванович Патрикеев (t 1539), ближайший родственник вели­ ких князей Рюриковичей, талантливый дипломат, воевода войска российского в войне со Швецией в 1496 г. (см. главу о юности Митрофана), впавший в немилость при Софье Па­ леолог и вместе с отцом насильно постриженный в монахи. С 1499 г. подвизался в Ниловой пустыни, где познакомился с Нилом Сорским и увлекся духовными идеями «заволжского старчества». В дальнейшем инок Вассиан «из пустыней» перебирается в московский Симо­ нов монастырь. В столице он приобретает большое влияние при дворе своего троюродного брата Великого князя Василия III и активно включается в полемику о путях развития мо­ настырского строительства. Яркий публицист и политик, Вассиан взял на себя инициативу официальной политической апологетики «движения монахов-нестяжателей». 4 Отзыв о князе писца-каллиграфа М. Я. Медоварцева на суде 1531 г. (См.: Синицина Н. В. Вассиан // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 254.) 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz