Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства опыт монахов-исихастов, «получивших во благой удел божественные энергии», предполагающий изменение человеческой природы (!) под действием благодати, когда «человек сам становится этим Светом»1. Подвижник здесь преодолевает в себе «дух мира», свою природную «падшесть» через преображение. Вектор спасительного делания на правлен внутрь, на стяжание в себе благодати Святого Духа. И другой путь - путь более свойственный «западному» менталитету. Это сомнительная установка на «завоевание мира на путях внешней работы в нем»2. Вектор духовной работы подвижника направлен на внешнее, на преобразование окружающего мира. В мистическом же, духовном плане здесь также можно видеть установку, отличную от вос точной святоотеческой, это некая идеология «героического борения», пребывание в непрерывной скорби от Богооставленности по своим грехам. Это «мистическая ночь, путь, воспринимаемый как духовная необходимость»3. Этим путем шло духовное восхождение абсолютного большинства святых подвижников западного христианства4. Итак, «одни свидетельствуют о своей преданности Христу в одино честве и оставленности Гефсиманской ночи, другие стяжали уверен ность в своем соединении с Богом в свете Преображения»5. Именно эту благодатную уверенность «священнобезмолвствую- щих», для которых «христианская вера предполагает личный опыт общения с Богом»6, в полной мере впитало в себя и раннее русское монашество. Пустынножительство и умное молитвенное делание широко распространилось по Святой Руси и к XVI в. заявило о себе удивительным поколением «заволжского старчества», «по Великого Василия уставу живущих нестяжательно»7. Это было духовное един ство монахов-исихастов, последователей учения преподобного Нила Сорского, пустынников, исповедующих его «Устав о скитской жизни»8. 1 Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 90 / Изд. Русского Афонского Пантеле ймонова монастыря. Вып. II. С. 488 (цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 170). 2 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 22. 3 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 170. 4 Состояния «мистической ночи», «Богооставленности» хорошо знакомы и подвижни кам Восточной Церкви, но для них «духовная сухость» есть состояние, попускаемое Богом лишь на время, дабы человеку увидеть «затемненность» своей природы каким-то грехом. Преодоление этой «темноты» на путях смирения и покаяния вновь возвращает подвижни ка в общение с Богом в Его нетварных энергиях Фаворского света. 5 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 170. 6 Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. С. 389. 7 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 335. 8 См. подробнее: Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни. Аскетика, или путь к спасению / Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz