Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II в общежительных монастырях не могло быть достойных подвижни­ ков. Скажем так: жизнь в общежительном вотчинном монастыре уже в первой половине XVI в. стала порождать многие искушения и проблемы, искажая чистую идею иночества и затрудняя восхождение по пути спасения1. Исторический выбор, который сделало российское монашество, приняв от Византии уникальный и благодатнейший образ молитвен­ ного и аскетического делания, принес богатые плоды, явив на просто­ рах святой Руси великий сонм подвижников веры и благочестия. История имеющей место дилеммы в выборе пути восхождения к святости далеко не нова и достаточно многопланова. Вовсе не секрет, что издревле существовало некое разделение на этом пути, и «разде­ ление это, не русское оригинальное, а традиционное общевосточное, нами унаследованное»2. Если попытаться проследить иные проявления этого разделения, то мы неизбежно придем к известному глобальному противостоянию духовности Востока и Запада в подходе к пути спасе­ ния человеческой души. «Два различных догматических воззрения соот­ ветствуют двум опытам, двум путям святости, совершенно непохожим друг на друга»3. Это уже упоминавшееся нами противостояние Востока и Запада в знаменитых «исихастских» спорах святителя Григория Па- ламы с Варлаамом Калабрийцем о возможности познания Бога в Его нетварных энергиях. В тех давних спорах святитель Григорий «защищал не просто один из способов молитвы, но целое мировоззрение»4. Надо подчеркнуть, что речь идет о принципиально иных подходе и приоритетах во взгляде на пути спасения. Один путь - это путь, возможный лишь при решительном внешнем и внутреннем отказе от мира и уходе во внутреннее «священнобезмолвие», по слову Васи­ лия Великого: «Начало чистоты душевной есть безмолвие». Этот путь позволяет реально двигаться в направлении обожения и воплотить истинное предназначение православного христианина - стяжание благодати Святого Духа. Это возвышенный путь причастников Фавор­ ского света. На этом пути в полной мере востребован и мистический 1 Интересный подход к оценке этих двух направлений находим у известного русского философа и историка Г. П. Федотова. Он предложил оценить число канонизированных под­ вижников с каждой из сторон. Результаты оказываются однозначными: «Направление, вос­ торжествовавшее в жизни и в иерархическом строе Русской Церкви, далеко не торжествует в лике ее святых. Здесь можно наблюдать обратное соотношение» (Федотов Г. П. Собрание сочинений. М., 2000. Т. 8. С. 153). 2 Карташов А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993. С. 451. 3 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 170. 4 Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 405. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz