Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 4. Реконструкция Жития периода «нового» монастырского строительства Исследователи XX в., оценивая так называемое «осифлянское» на­ правление монастырской практики спасения, сложившееся в первой половине XVI в., решительно утверждают: «Пренебрежение внутрен­ ней основой духовной жизни, или литургической жизнью монастыря, у него [Иосифа Волоцкого] просто поразительное»1. На наш взгляд, столь радикальная оценка практики монашеского делания в обители Иосифа Волоцкого необъективна. Равно же вызывают большие сомне­ ния и такие утверждения, как: «Нил, очевидно, видел в предложенном им „среднем пути” наилучший тип монастырского устройства»2. Или: «...противопоставление скитничества и общежития было тем зерном, из которого впоследствии выросли враждебные программы осифлян и нестяжателей»1. Непредвзятое изучение литературного наследия Нила Сорского со всей очевидностью раскрывает терпимость и благожела­ тельность подвижника не только в отношении «келиотского устава»4, но и всей восточнохристианской традиции монастырского устроения, включая и общежительные5. Авторитеты имен двух великих старцев Нила и Иосифа были противопоставлены позже для достижения иных политических и идеологических целей, к сотериологии отношения не имеющих. Истинное же разделение, столь обостренно воспринятое Русской Церковью в XVI в., проходило по иным рубежам. Разделение это было и будет всегда - это решительное разделение между служи­ телями духа Христова и духа мира. Служение маммоне6онтологичес­ ки несовместимо со служением Господу: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). На наш взгляд, понятия «осифляне» и «нестя- жатели» в истории подчас становились удобными прикрытиями, за которым помогли скрываться совсем другие участники и маскировать­ ся иные серьезные проблемы церковной жизни. Что же касается некоего разделения в самой практике монашес­ кой жизни и путей духовного спасения, то оно вовсе не означало, что 1 Смолич И. К. Русское монашество. М., 1999. С. 175. 2 Казаков Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970. С. 66. 3 Лурье Я. С. Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого - памятник идеологии ран­ него иосифлянства // ТОДРЛ. М.;Л„ 1956. T.12. С. 124. 4 Согласно «келиотскому уставу», монастырь состоял из обособленных келий, монахи имели каждый свое хозяйство, потому монастырь в целом не являлся собственником. С сере­ дины XIV в. ряд монастырей переходит с «келиотского устава» к «общежитийному», согласно которому монахи отказываются от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получая широкие возможности для принятия пожертвова­ ний в виде земель, вотчин и иных масштабных приобретений. 5 См.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003. 6 «Слово маммона означает всякие роды обладания... и приобретения... всякое иму­ щество и деньги» (Лопухин А. П. Толковая Библия (репринт.). Стокгольм, 1987. Т. 3. С. 134). 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz