Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИТИЯ ПРП. ТРИФОНА ПЕРИОДА «НОВОГО» РОССИЙСКОГО МОНАСТЫРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА §4 События, происходившие в 1548-1549 гг. в северных монастырях, приведшие, в частности, к изгнанию Феодорита из Колы и уходу Три фона из Печенги, явились закономерным следствием общего изме нения ситуации в российском монастырском строительстве. Можно говорить о некоем повреждении православной духовности, проявив шемся в России к первой половине XVI в. и заявившем о себе, в пер вую очередь, через нестроения в монастырской жизни. В исторической науке принято считать середину XVI в. временем завершения противостояния и открытых полемических «сражений» между приверженцами двух богословских направлений, условно на зываемых «нестяжателями» и «осифлянами» и традиционно связывае мых с именами преподобных Нила Сорского1и Иосифа Волоцкого2. Поскольку в данном исследовании нам придется довольно часто употреблять именно эти общепринятые термины - «нестяжатели» и «осифляне», видится необходимым сделать по этому поводу ряд принци пиальных замечаний. 1 Прп. Нил Сорский (1433-1508), из рода бояр Майковых. Юношей постригся в Кирилло- Белозерском монастыре и отправился странствовать на Восток. Немало лет подвизался на Афоне, где, изучив греческий, в полной мере воспринял духовное наследие святых отцов древности - практику «священнобезмолвствующих» монахов-исихастов. Возвратившись, удалился за 15 верст от Белозерского монастыря к реке Соре, где соорудил себе часовню и келью. Вскоре вокруг него образовалось монашеское товарищество единомышленников. В своем главном труде - «Уставе о жительстве скитском» Нил подчеркивал, что главным в жизни монаха является молитва и внутренняя монашеская жизнь. Всякая внешняя актив ность препятствует спасительному пути инока. 2 Прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский) (1440-1515 гг.), из рода бояр Саниных. Уче ник прп. Пафнутия, ученика прп. Сергия Радонежского. В 1479 г. в волоколамских пределах основал Успенский монастырь, где ввел новый общежительный Устав. К концу жизни отдал обитель под покровительство Великого князя Московского. Одновременно стал активно проводить в жизнь идеи действенного общественно-патриотического служения Церкви и придания этому служению важной роли в деле дальнейшей централизации и усиления Московского государства. Устав и монастырское хозяйство монастыря вскоре были при знаны официальным образцом для всех монашеских обителей на Руси. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz