Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II Нуда вернемся к тем немногим уцелевшим в Житии и потому драго ценным для нас страницам жизни святого Трифона Печенгского. В одном из немногих эпизодов Жития Трифона монастырско го периода повествуется о «хождении Преподобного в великий Новград милостыни ради». В качестве причин для этого хождения автор указывает два обстоятельства. Первая то, что «во всем Помории был великий глад», вторая же - что в «обители Преподобного братии, иноков и мирских умножилось». Прежде всего, определимся с годом этих событий. В Житии это никак не оговаривается, что приводит к различным толкованиям о времени этого хождения. Так, архимандрит Никодим полагает, что «это хождение было, вероятно, во время голода 1570 г., о коем говорит Карамзин». Действительно, Карамзин пишет: «Казалось, что земля утратила силы плодородия: сеяли, но не собрали хлеба»1. Однако ду мается, справедливы сомнения и возражения поздних исследовате лей по поводу данного предположения. Монастырь, пользуясь чрез вычайными льготами и будучи недосягаем для страшного «опричного правежа», в это время имел небывало крепкое и обширное хозяйство. Удивительным объемам торгово-финансовых операций Печенгского монастыря в это время посвящено немало исследований. Более основательны предположения архиепископа Филарета (Гу милевского), опирающиеся на данные Никоновской летописи (VII, С. 278-280): «С 1557 г. во всем северном краю был продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посевы хлеба». Хотя опять же представляется маловероятным, чтобы только что вернувшийся с Жалованной грамотой, богатыми царскими и боярскими дарами из Москвы Трифон вновь ушел на целых восемь лет в Новгородские земли собирать милостыню для « пропитания братии». Поэтому наиболее убедительными выглядят выводы профессора Ушакова И. Ф. о том, что речь идет все о тех же трагических событиях в неурожайные 1548-49 гг., - о чем мы писали в труде, посвященном Феодориту Кольскому. Именно этот неурожай в какой-то мере спро воцировал и бунт монахов в обители Феодорита на Коле, что привело к их последующему уходу на Печенгу, к Трифону. Об этом переходе и сообщает Житие: «...в обители Преподобного братии, иноков и мир ских умножилось». Именно около 1549 г. «буйная» братия Кольского монастыря, не довольная строгостью устава, выгнала своего строителя Феодорита и 1 Карамзин Н. М. История государства Российского. 'Г. 9. С. 87. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz