Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Такое понимание разной временной истории основания этих монас­ тырей («первоначального» у Маны и «нового» в устье Печенги) вполне определенно сформулировано в указах Святейшего Синода периода возобновления монастыря в конце XIX в.: «...возбудили ходатайство о восстановлении основанного в 1550 г. Печенгского монастыря». Весьма примечательно то, что автор Жития завершает повество­ вание о жизни преподобного на описании пострига Трифона в 1533 г. Относительно же истории монастыря, то, если не считать описания его разорения в самом конце Жития, автор ее вообще, можно сказать, не касается: «...и от того времени Пресвятыя и Живоначалъныя Тро- ицы святая обитель благодатию Божию и первоначальника Трифона молитвами стала распространятися, и многие иноки и бельцы ко Преподобному начата приходити... Таковы преподобного отца на­ шего Трифона во святей проповеди болезни и труды, и пустынные поты, и подвиги». Последующие 50 лет жизни святого в Житии нашли отражение лишь в четырех не связанных между собой и хронологически непо­ следовательных эпизодах. Каковым было духовное окормление Трифоном братии монастыр­ ской, на его «уставы зрящей», за эти пятьдесят лет жизни? Как сумел «начальник веры преподобный отец наш Трифон... от юности обнища- вый Христа ради» примирить это свое личное исповедание «нестяжа- тельства» с послушанием и смирением перед Соборной волей Церкви о создании вотчинных монастырей? Как противостоял святой старец духу мира и непомерных попечений, одолевавших его детище? Этих принципиальных вопросов христианской веры Житие не касается, и последующие исследователи их «благоразумно» обходят. Так, например, известный агиограф XIX в., протоиерей Иоанн Бу­ харев в своем собрании житий1вовсе не упоминает о монастыре на Печенге и рассматривает деяния Трифона лишь как окормителя и просветителя лопарского племени. Исследователи же нашего времени, не сомневаясь, называют препо­ добного «энергичным стяжателем»2, оценивая возникшую на Печенге в XVI в. «религиозно-торговую колонию» не иначе, как подлинное воплощение трифоновского идеала монашеской обители, равно так же как и возрожденную ее «копию» XIX в. Глава II 1 Бухарев Иоанн, священник и законоучитель. Жития святых, празднуемых п р авосл ав­ ной Греко-российской церковью (репринт). М., 1999. С. 629. 2 Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск, 1972. С. 53. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz