Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Такое понимание разной временной истории основания этих монас тырей («первоначального» у Маны и «нового» в устье Печенги) вполне определенно сформулировано в указах Святейшего Синода периода возобновления монастыря в конце XIX в.: «...возбудили ходатайство о восстановлении основанного в 1550 г. Печенгского монастыря». Весьма примечательно то, что автор Жития завершает повество вание о жизни преподобного на описании пострига Трифона в 1533 г. Относительно же истории монастыря, то, если не считать описания его разорения в самом конце Жития, автор ее вообще, можно сказать, не касается: «...и от того времени Пресвятыя и Живоначалъныя Тро- ицы святая обитель благодатию Божию и первоначальника Трифона молитвами стала распространятися, и многие иноки и бельцы ко Преподобному начата приходити... Таковы преподобного отца на шего Трифона во святей проповеди болезни и труды, и пустынные поты, и подвиги». Последующие 50 лет жизни святого в Житии нашли отражение лишь в четырех не связанных между собой и хронологически непо следовательных эпизодах. Каковым было духовное окормление Трифоном братии монастыр ской, на его «уставы зрящей», за эти пятьдесят лет жизни? Как сумел «начальник веры преподобный отец наш Трифон... от юности обнища- вый Христа ради» примирить это свое личное исповедание «нестяжа- тельства» с послушанием и смирением перед Соборной волей Церкви о создании вотчинных монастырей? Как противостоял святой старец духу мира и непомерных попечений, одолевавших его детище? Этих принципиальных вопросов христианской веры Житие не касается, и последующие исследователи их «благоразумно» обходят. Так, например, известный агиограф XIX в., протоиерей Иоанн Бу харев в своем собрании житий1вовсе не упоминает о монастыре на Печенге и рассматривает деяния Трифона лишь как окормителя и просветителя лопарского племени. Исследователи же нашего времени, не сомневаясь, называют препо добного «энергичным стяжателем»2, оценивая возникшую на Печенге в XVI в. «религиозно-торговую колонию» не иначе, как подлинное воплощение трифоновского идеала монашеской обители, равно так же как и возрожденную ее «копию» XIX в. Глава II 1 Бухарев Иоанн, священник и законоучитель. Жития святых, празднуемых п р авосл ав ной Греко-российской церковью (репринт). М., 1999. С. 629. 2 Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск, 1972. С. 53. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz