Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

«сопостник» преподобного Трифона в течение всей его долгой жизни. «И от Преподобного навыче искусного монашества» - так донесла нам память людская предание о первых шагах на пути духовного восхож­ дения бывшего белого попа Иоанна. Другими словами, иеромонах Иона, попав в монастырскую атмосферу аскегики и мистических со­ зерцаний, под руководством святого Трифона обрел бесценный дар «старцев-заволжцев» - практику умной молитвы, унаследованную ими от афонских монахов-исихастов, или «священнобезмолвствующих». О неукоснительной приверженности самого Трифона этой тради­ ции и о исихастском укладе его духовной жизни имеется ясное свиде­ тельство в Житии Преподобного. Как известно, «исихия» в переводе с греческого означает - тишина, молчание. Именно для приобщения к «священнобезмолвию», для молитвенного Богообщения была постро­ ена Трифоном Успенская пустынь в стороне от монастыря. «У церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в пустыни, куда часто отходил я на Богомыслие и молчание». В тексте «Канона прп. Трифону» мы также находим упоминания характерного признака «исихастского моления» подвижника - так на­ зываемой позы «оранты»: «Руце простертием чистых ти молитв...» Еще раз подчеркнем, что для Шелонина это не «топос», не формальное замечание, а важное указание не исихастскую традицию. Упомянутое «простершие» рук, моление с воздетыми руками хо­ рошо известно по многочисленным раннехристианским памятни­ кам. Однако «позднее обыкновение молиться с воздетыми руками было признано недостаточно смиренным (подобные высказывания есть у Симеона Нового Богослова XI в.)»1. В нынешней молитвенной практике, как мы знаем, лишь священнослужитель в наиболее возвы­ шенные моменты церковной службы допускает такое «простершие» рук. Греческие монахи-исихасты, а за ними и российское «заволжское старчество» возродили эту молитвенную позу «оранты». Пятнадцать лет процветал этот лопарский монастырь на Печенге, там, где в нее впадает река Мана. Он просуществовал до 1549 г., то есть пока ниже по течению реки Печенги, в ее устье, не был образован монастырь несколько иного, нового уклада. В дальнейшей истории монастырь, основанный Трифоном у реки Маны (Намайоки) в 1533 г., совершенно очевидно, стоит особняком и вовсе не связывается с мо­ настырем на Печенге. Этот факт одновременного существования двух монастырей на Печенге нашел отражение в описании первой россий- Глава II 1 Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина. Переводы // Собрание сочинений. Киев, 2004. С. 332. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz