Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II На первый взгляд, поступок «попа Иоанна», бросившего жену с ре бенком, вызывает полное недоумение и, более того, осуждение. Подоб ная реакция современного христианина повлекла и архимандрита Ни кодима на путь «корректуры» соблазнительного, на его взгляд, текста предания. Отцом Никодимом были дописаны необходимые для совре менного читателя «горестные подробности»: «Только крестили - дитя умерло. Вскоре умерла и супруга отца Иоанна. Осиротелый отец Иоанн оставил мир, пришел в Печенгскую обитель и сделался любимым уче ником преподобного Трифона»1. Хотя на самом деле в этих домысли ваниях нет никакой необходимости. Просто в те давние времена все то, что требовали чрезвычайно строгие канонические правила Право славной Церкви, выполнялось неукоснительно и со страхом Божиим. В случае с отцом Иоанном имеет место ситуация, оговоренная в 53-м Правиле VI Вселенского Собора. Мать ребенка, жена священ ника, была вынуждена сама стать восприемницей своей дочери, по скольку, как надо понимать, кроме нее, иных женщин, могущих стать крестными, в Коле в тот момент не оказалось. Откладывать же креще ние было нельзя - «младенцу прилучися зело болети» и была угроза умереть ребенку некрещеным, что тяжелейшим грехом легло бы на родителей. «И по общему совету», отец Иоанн с матушкой приняли эту волю Божию и окрестили дочь. Но неумолимые каноны гласят: «Понеже родство по духу есть важнее союза по телу... да отступят от сего незаконного супружест ва»2, что и было свято исполнено батюшкой с матушкой. Вот почему и какой «ради вины» поп Иоанн «оставил супругу и дщерь в дому и отъиде во обитель Святого и бысть ему ученик и от Преподобного навыче искусного монашества. И потом благословлен иеромонахом»3. Так начал свой долгий, пятидесятилетний путь монастырской жизни иеромонах Иона Печенгский. Путь, завершившийся в 1589 г. славным венцом преподобномученика. К оснемся теперь духовной составляющей деятельности пре подобного Трифона в период существования его «монастыря Печенгского новоначального». Скажем прямо - период этот был «золотым временем» Печенг ского монастырского строительства. В обители, что образовалась в верховьях Печенги с освящением первой Свято-Троицкой церкви 1 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик... С. 158. 2 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Т. 1. С. 538. 3 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик... С. 227. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz