Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II преподобного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, и реки, и к морским угодиям воды подавали и письменными заветами утверждали». Обратимся к записям голландца Салингена о том, что он слышал от Трифона об этом периоде его жизни: «Молва о его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много народа. Так как они просили его о том, чтобы он построил тут церковь, где можно было бы совершать богослужения, то он выстроил небольшую часовню, куда пригласил черного попа, который служил ему обедню и прочее; и тогда же надел он на себя клобук. После построения часовни его стало посещать еще больше народу. В общем, к часовне приезжали рыбаки и жертвовали рыбу в пользу часовни»1. О том, что «клобук надел» Трифону иеромонах Илия, - это мы уже знаем. Что же относительно некоего «черного попа», который «служил ему», то это, очевидно, иеромонах Иона. Преподобный Иона неиз менно был при Трифоне в течение пятидесяти лет и после кончины учителя продолжал служить при его могиле. Истории появления этого удивительного подвижника на Печенге мы коснемся ниже. архимандрита Никодима (Кононова) в примечаниях к Архан гельскому патерику находим: «Первый и единственный свя щенник в Коле - приходский стал быть 6 декабря 1533 г.»2. Очевидно, автор имел какую-то информацию и документы о праздновании пер вого престольного праздника Никольской церкви в городе Коле на Николу зимнего 6 декабря 1553 г. Но, как мы отмечали ранее, ссылок на эти документы сделано не было. По преданию, вошедшему в некоторые редакции Жития Трифона, священником этой церкви был иерей Иоанн, будущий монах Иона, неизменный сопостник и сомолитвенник преподобного Трифона. «Во граде Коле, в соборе чудотворца Николы и во всем граде един иерей бысть, именовася Иоанном»3 . Очевидно, «боголюбивый архиепископ Макарий» позаботился о том, чтобы освященные церкви в Коле не стояли «без пения». Так в Коле появился поп Иоанн с матушкой. «Супруга же роди ему дщерь. По рождении же оному непросвещенному младенцу прилучися зело 1 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 303. 2 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик... С. 224. 3 Агиографический сборник с «Житием преподобного Трифона Печенгского». 2-я пол. 1780-х гг. РГАДА, Рук. Собрание Ф. Ф. Мазурина, ф. 196. on. 1. № 634. Л. 196. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz