Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 3. Реконструкция Жития периода основания Трифоном первого монастыря Митрофан (Трифон) же, находясь на Печенге, Духом Святым про зрев о приходе иероинока Илии, поспешил к нему в Колу. Приход миссионера Илии прозревали все «чистые сердцем»: «иные младенцы пророчествовали за три дня, и за два, и за день, глаголюще: «Гости к нам будут», - едва глаголати могущие»1. Так повествует Псковская летопись о приходе чудного священноинока Илии. Нашим северным миссионерам, конечно, было о чем поговорить. Разговор этот, как мы теперь знаем, был совсем не праздный, по скольку нехотя и с трудом земли «полнощные» расставались с древ ним прельщением бесовским. Много еще встречали наши просветите ли во время своих «хождений» неблагополучия духовного и страшных рецидивов язычества у ранее крещенных северных народов. Эта ин формация легла в основу знаменитого доклада в 1534 г. Новгородского владыки Макария царю Иоанну Васильевичу - «О прелести кумирс- кой...» в северных новгородских землях. «...В тех местах прельщаемы человеки от невидимаго врага диавола, являясь по званию христиа нами, обычиев держатся от древних прародителей... Слышахом, что втайне детей своих в жертву закалают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»2«Боголюбивый же архиепископ Макарий во святей Софии молебны пел и воду святил со всем священным собо ром, и с тою священною водою и своею посыльною грамотою послал своего священника инока Илию кумирскую прелесть искоренити и просветити божественным учением»3 (см. прорись на с. 105). С окончанием «установления чина церковного» в Коле, Трифон, «взяв с собой иероинока Илию паки прииде на реку Пененгу, где во имя Живоначальныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иеро- инок Илия освятил и лопарей, которых преподобный отец Трифон породил словом проповеди, он тому иероиноку повелел просветить святым крещением. И от того же иероинока Илии преподобный отец наш Трифон духом и сердцем правый инок и знаменосец 4 соделался». Свершилось. Не стало прежнего Митрофана - родился инок Три фон. Чудотворец Печенгский и просветитель лопарей. Постриг состо ялся 1 февраля 1533 г., на память мученика Трифона. «Новопросвещенные же народы лопарские от усердия своего, от име ний своих, приносили серебро и вещи и, яко пред ногами апостольскими, 1 Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 142. 2 Там же. С. 143. 3 Там же. С. 142. 4 «Знаменосец» - в данном случае - «схимник», в иных древних текстах может означать «чудотворец», «творящий знамения». 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz