Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II Великому князю должны были сами лопари, «Диколопская земля». Так же было и в 1526 г., когда «приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». И лишь после этого «Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от со- борныя церкви, священника и диакона»1. Священник и дьякон - это все те же неизменные иероинок Илия и иеродиакон Феодорит, которых «боголюбивый архиепископ Макарий» посылал «от соборныя церкви святей Софии кумирскую прелесть ис корените и просветити Божественным учением»2эти «полнощные» земли. Летопись неизменно подчеркивает такую последовательность: сначала битье челом лоплян к Великому князю о принятии право славной веры, затем повеление Государя Новгородскому архиерею, и уже после того отправка священников для установления «чина цер ковного», дабы они «ехавши церкви Божия освящали, и самех многих Лоплян крестиша за Святым Носом во имя Отца и Сына и Святого Духа, в нашу православную и святую веру»3. Необходимо хорошо понимать, сколь трудно и какими жертвами присоединялись эти земли под державу Российскую. На сегодня же большинство исследователей, цитируя этот летописный отрывок, почему-то стыдливо опускают из текста слова: «за Святым Носом», видимо, полагая их неуместным свидетельством слабого знания гео графии нашими предками. Поскольку, казалось бы, какое отношение Кола или Кандалакша могут иметь к мысу Святой Нос - их разде ляют сотни миль. Однако следует пояснить, что слова эти как раз подчеркивали особую значимость для наших предков происходящих здесь событий. Именно на рубеже Святого Носа заканчивались земли «Великого князя Владимирского и Московского, и Новгородского», а далее простирались берега Мурманского (Норманского) моря, и зем ли здесь были все еще двоеданными. И то, что русские православные церкви построены «за Святым Носом», было большой победой в деле усиления влияния Руси здесь, на Крайнем Севере Европы. Освящение двух церквей в Коле и крещение лопарских семей райо на Колы и Туломы потребовало тогда, как мы видим, немалого време ни. Одних только обедней (Божественных Литургий) было отслужено четыре десятка. 1 Полное собрание русских летописей. Л., М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С.542. 2 Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 141-142. 3 Софийские летописи // Полное Собрание Русских Летописей. СПб., 1863. Т. 6. С. 289. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz