Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II Великому князю должны были сами лопари, «Диколопская земля». Так же было и в 1526 г., когда «приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи, били челом государю и просили антиминса и священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением». И лишь после этого «Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от со- борныя церкви, священника и диакона»1. Священник и дьякон - это все те же неизменные иероинок Илия и иеродиакон Феодорит, которых «боголюбивый архиепископ Макарий» посылал «от соборныя церкви святей Софии кумирскую прелесть ис­ корените и просветити Божественным учением»2эти «полнощные» земли. Летопись неизменно подчеркивает такую последовательность: сначала битье челом лоплян к Великому князю о принятии право ­ славной веры, затем повеление Государя Новгородскому архиерею, и уже после того отправка священников для установления «чина цер­ ковного», дабы они «ехавши церкви Божия освящали, и самех многих Лоплян крестиша за Святым Носом во имя Отца и Сына и Святого Духа, в нашу православную и святую веру»3. Необходимо хорошо понимать, сколь трудно и какими жертвами присоединялись эти земли под державу Российскую. На сегодня же большинство исследователей, цитируя этот летописный отрывок, почему-то стыдливо опускают из текста слова: «за Святым Носом», видимо, полагая их неуместным свидетельством слабого знания гео­ графии нашими предками. Поскольку, казалось бы, какое отношение Кола или Кандалакша могут иметь к мысу Святой Нос - их разде­ ляют сотни миль. Однако следует пояснить, что слова эти как раз подчеркивали особую значимость для наших предков происходящих здесь событий. Именно на рубеже Святого Носа заканчивались земли «Великого князя Владимирского и Московского, и Новгородского», а далее простирались берега Мурманского (Норманского) моря, и зем­ ли здесь были все еще двоеданными. И то, что русские православные церкви построены «за Святым Носом», было большой победой в деле усиления влияния Руси здесь, на Крайнем Севере Европы. Освящение двух церквей в Коле и крещение лопарских семей райо­ на Колы и Туломы потребовало тогда, как мы видим, немалого време­ ни. Одних только обедней (Божественных Литургий) было отслужено четыре десятка. 1 Полное собрание русских летописей. Л., М., 1929. Т. 4. Ч. 1. С.542. 2 Насонов А. Псковские летописи. М.-Л., 1941. Вып. 1. С. 141-142. 3 Софийские летописи // Полное Собрание Русских Летописей. СПб., 1863. Т. 6. С. 289. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz