Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II и прочее потребное для освящения храмов с собой не носят. Надо пони­ мать, что Божий Промысл - «Божие строение» - состоит не в случайном «обретении иероинока», а в особом попечении Господа о просвещении этой «полночной страны». Именно потому знаменитый миссионер и книжник, автор мно­ гих служб и канонов, настоятель владычного домового храма Рож­ дества Христова иеромонах Илия, прибывший в Колу от владыки Макария в конце 1532 г., конечно же, имел все полномочия и обладал всей информацией и о Коле, и о Печенге. Добравшийся в самую те­ мень и непогоду, иероинок вместе с диаконом и «детьми боярскими» в ноябре-декабре 1532 г., «по просьбе лоплян с Мурманского берега, с Колы-реки, с Тутоломи (Туломы)», то есть лопарей, подготовленных к крещению Феодоритом Кольским, здесь, на берегу Колы «церкви Божия свящали: Благовещения Святой Богородицы, да Чудотворца Николу в Филиппов пост, и самих многих лопарей крестиша...»1. Новые подробности этих событий мы можем узнать из недавно обнаруженной иной редакции Новгородской летописи2: «Того же лета (1531 г.) била челом великому князю Диколопская земля, с мурман, сказывают, крестилось их 60 человек в Православную Христову веру. И князь великий прислал в Новгород к архиепископу Макарию, чтоб архиепископ послал в их землю своего собора священника и дьякона, да у них бы они, приехав служили сорок обедней, да крестили бы их, которые похотят. А нехотящих не нудити. И архиепископ Макарей, по государеву слову послал с ними в их землю своего собора попа с дья­ коном крестити их и уставити у них церковный чин у церквей, а дияки великого князя Яков Васильев сын Шишкин, да Дмитрий Васильев сын Великой, по государеву слову, послаша с ними из государевой казны колокол в полтретя пуда без двадцати гривенок и книги цер­ ковные, и иконы, и кресты, и ризы служебные, весь чин церковный, и ругу церковную уставили из великого князя казны»3. Из этого летописного отрывка можно ясно проследить важную особенность просветительской деятельности Церкви в этом слож­ ном, спорном регионе на севере Европы. Инициатива строительства церквей, внедрения Православия на территории Великой Лапландии должна непременно исходить от коренного населения. Бить челом 1 Софийская летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1863. Т. 6. С. 289. 2 См.: Конявская Е. Л. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т. Ф. Большакова // Нов­ городский исторический сборник. СПб., 2005. С. 322-383. 3 РГБ. Собр. Большакова Т. Ф. № 333. Л. 122 об., 123. Надо иметь в виду, что год на Руси начинался с первого сентября и описанное в летописи «установление церковного чина» со­ стоялось уже в наступившем 1532 г. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz