Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II дары его: икону с памятниками Страстей Господних, с каплями Хрис­ товой Крови и с мощами святого царя Константина»1. К оснемся еще одного интересного и необычного житийного ас­ пекта сохранившегося в тексте памятника. В эпизоде Жития, где повествуется о строительстве Трифоном Троицкой церкви, мы встречаем одно из многих указаний на велико­ лепные физические данные подвижника: «в ночах в непрестанных молитвах пребывая, днем за три поприща2 на плечах своих для цер­ ковного строения бревна и тес и иное потребное носил». Совершен­ но очевидно, что для того чтобы на такое расстояние одному носить бревна3, надо обладать уникальной физической силой. И действитель­ но, преподобный Трифон помимо своей высочайшей святости обла­ дал завидными физическими данными. Об этом говорит и тот факт, достаточно редкий для агиографической традиции, когда в Житии дается описание внешнего вида святого: «Ростом святой не мал, пло- тию крепок, мало плешив...». В этих сознательно сдержанных харак­ теристиках проступает образ истинного русского богатыря, способ­ ного, например, нести на себе мельничные «жернова ручные, немалы и тяжкие» из Колы до Печенги, а это более 150 километров, и при этом, несмотря на «путь блатный и гористый», строго поститься4. В этой связи особую значимость приобретает описание бесконеч­ ного смирения этого силача и гиганта перед обычно низкорослыми и тщедушными лопарями, издевающимися и всячески поносящими его. Много было жизненных сил в этом мощном теле, и тем значимее подвиг преподобного, так жестоко смирявшего и уничижавшего свою богатырскую плоть, да еще столь долгое время. Девяносто три года отпустил Господь жизни Трифону на этой земле, и лишь перед самой смертью, «в старости маститой... впал он в болезнь и изнемог зело». 1 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 10. Гл. 2. С. 297. 2 «Поприще - мера расстояния... приблизительно 690 сажень» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковнославянский словарь. С. 457). «Сажень - мера длины, равная 2,134 м» (Беловинский Л., Конт Ф. Полузабытые слова и значения: Словарь русской культуры XVIII-XIX вв. СПб.-М., 2004. С. 437). Таким образом, «поприще» - расстояние около 1,5 км. 3 Длина бревна для строительства минимум четыре метра, но обычно - шесть. 4 Редакторы «Дополнений к Житиям свт. Димитрия Ростовского» (М., 1908. Кн. 1.) явно переусердствовали, внеся ранее неизвестное и неоправданное уточнение о том, что это «пу­ тешествие происходило Великим постом» (с. 532). В период Великого поста на Крайнем Се­ вере еще лежит снег, а во времена Трифона по «зимнику» передвигались на оленях. Пешком же передвигались в летний период, но более предпочитая водный путь по морю, либо по рекам и озерам. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz