Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) зачнут. Что, как и мы, солнцу рады. Хотя и звери, а понимают: солнышко любят...»1 Юноша и бес блуда В Каноне начала XVII века, посвященном преподобному Трифону, со­ хранилось упоминание о памятном событии - чуде исцеления блудника. Речь идет об исцелении некоего « о т лютого беса насилуемого юноши». Строкой выше автор упоминает важные условия духовного роста, ранее ре­ ализованные Трифоном, которые и позволили ему стяжать эти особые да­ рования. Речь идет все о той же борьбе с собственными страстями. «Разгнав страстей мрак, отче, ко свету добродетелей дошед и светел быв, мрачные духи лукавствия отгоняеши о т человек, Трифоне». Упоминаемый далее « о т лютого беса насилуемый юноша» «приемлет исцеление», то есть избавляется от одержимости « мрачным духом лукав­ ствия» через чин заклинания или, иначе, « с запрещением». По сути, этот упомянутый эпизод монашеского служения преподобного Трифона не вполне относится к категории чуда. Экзорцизм, или заклинание лукавых ду­ хов с «последованием молебным об избавлении недугующего от обурева- ния и насилия духов нечистых», в то время достаточно часто практиковался в монашеской среде. И, надо полагать, старец Трифон за свою почти семиде­ сятилетнюю жизнь в монашестве многих людей « о т пленения диавольского избавил». Однако именно этот пример исцеления юноши оказался особо памятен современникам. Причиной беснования несчастного явился грех «сладосластия». Не бу­ дем забывать, что приверженность именно к этому греху юного Трифона- Митрофана отдельно упоминается в лопарском предании. Но, как свиде­ тельствует Евангелие, идущий вослед Христу подвижник, если сам что-то сумел преодолеть, победив в себе, и «претерпел, быв искушен, т о может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). «Оковавший свое тело железным обручем, навсегда отказавшийся от ношения белья»2, спящий на «рогозине своей» и «непрестанно в слезах имо­ литвах в сокрушении сердца пометая себя на землю перед Богом» великий печенгский старец Трифон, одолев в себе тяжкий грех «сладосластия» , обрел благодать пред Господом и мог уже «искушаемым помочь». 1 Коровин К. А. «Т о было давно... там... в России...». Воспоминания. М., 2010. С. 212. 2 Филиппов. Русские в Лапландии. С. 302. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz