Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца добного, окрест Лавры и келий ее, монастырскому скоту и оленям его, в пусты не бесстрашно пасущимся и доселе, звери не пакостили». Второй медведь появился почти триста лет спустя, в августе 1893 года, при возобновлении монастыря у реки Печенги. Убедительные просьбы со стороны монахов к колонистам, жителям деревни Монастырской, что в устье реки Печенги, с предложением переселиться несколько в сторону и дать возможность монастырю строиться на древнем святом месте, к со жалению, были встречены решительным отказом, что отчасти объяснялось влиянием приверженцев раскола среди населения деревни. Переговоры зашли в тупик: «У нас приказ есть от Высочайшего имени на право владе ния в течение сорока лет. Мы от этого места не хотим круто (ни за что, твер до. —Е. М .) отступиться»1. Но тут появился загадочный «медведь святого Трифона», очень крупный зверь, который с удивительной методичностью, ежедневно, около 9 часов вечера, задирал скот колонистов, при этом, как и заповедал преподобный, монастырский скот не трогал. Объединенные от ряды охотников долгое время безуспешно пытались отстрелить зверя, но попасть в медведя так никто и не смог. На общем сходе жителей было при знано, что зверя убить невозможно, поскольку это «медведь святого Трифо на» и что есть воля Божия в том, чтобы освободить это место для монасты ря. После этого решения схода медведь пропал. Договоренность была до стигнута, и дома жителей были перенесены и обустроены силами мона стырской братии. Также на новое место была перенесена и приходская церковь преподобного Трифона Печенгского. При возрождении обители в конце XIX века при архимандрите Ионафа не «медведи святого Трифона» были неизменными спутниками монастыр ской братии. Удивительную монастырскую традицию с дословными ком ментариями отца Ионафана позже вспоминал известный художник Кон стантин Коровин: «Сидим мы на скамейке, февраля двадцатого, все в сборе, братия, то есть... Ждет братия, как после зимы и ночи непроходимой сол нышко впервые заиграет, благодатное... И они, медведи, тоже рядом с нами сидят и на небо глядят... Вы не пугайтесь, милостивцы... Медведи тут ходят, семь их. Так вы, милостивцы, медведей не пугайтесь: они тут свои и челове ка никак не тронут. Лесные звери, вольные, ух и здоровые они, как горы! И как только солнце выглянет из-за горы, мы молитву поем, а коли кто из нас что вспомнит, тот бывает и поплачет. А медведи тоже бурлыкать по-своему 1 Из письма колониста Ананьина игумену Ионафану. Гершин Е. В. Трифоно-Печенгский мона стырь / / Русская мысль. М., СПб., 1913. С. 67. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz