Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) Во время этого второго хождения в Москву Господь вновь не оставил Своего угодника без чудесной помощи. Об этом свидетельствует сам текст обновленной Жалованной грамоты: «П о умолению детей своих царевича князя Иоанна Иоанновича и царевича князя Феодора Иоанновича пожало­ вал есма... » . Это необычное начало грамоты 1576 года, вписанное в текст «возобновленной» грамоты 1556 года, подтверждает особое ходатайство детей государя - царевичей Феодора и Иоанна. Только такое сугубое за­ ступничество позволило «умолить» Грозного царя освободить Печенг- скую обитель и «нашего царского богомолия Трифона» от упомянутых выше столь разорительных царских поборов. Упомянутые слова грамоты, называющие Трифона «царским богомоль­ цем», - не формальное словосочетание. В середине XVI века игумен Соло­ вецкого монастыря Филипп установил постоянное моление за царскую се­ мью, что объясняет обращение Иоанна IV к настоятелю как к своему «б о го ­ мольцу». Таким образом, текст Жалованной грамоты 1576 года показывает, что подобное поминовение было установлено в Печенгском монастыре еще с 1556 года. Особое расположение к Трифону, проявленное «благоверным царевичем Феодором», при встрече с северным подвижником, выразилось и в подарен­ ном Трифону облачении « с плеча великокняжеского». «Он же сию одежду перестроит в одежду священную, ибо вижу его мужем праведным», —заметил при этом князь Феодор. Благоверный царевич, а в дальнейшем святой благоверный царь Фео­ дор I Иоаннович, —последний и уникальный правитель династии Рюрико­ вичей. Бесконечно набожный, во многом «н е от мира сего», блаженный Феодор Иоаннович, без сомнения, мог «увидеть» в Трифоне истинного из­ бранника Божия и воина Христова. Конечно, самому Трифону одеяние царевича было бы явно маловато. Тем не менее, царская одежда была действительно переделана под священ­ ническое облачение. «Фелонь из синей шелковой материи на холщевой крашеной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшен­ ным одноглавыми и двуглавыми орлами»1. Вместе со многими реликвиями времен Трифона это облачение еще в 30-х годах XX века можно было уви­ деть в старинной церкви святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Паз. В этих священных одеждах служили как «сопостник» Трифо­ С 221 0бЩ£е обозрение Кольского уезда / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 18. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz