Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) Во время этого второго хождения в Москву Господь вновь не оставил Своего угодника без чудесной помощи. Об этом свидетельствует сам текст обновленной Жалованной грамоты: «П о умолению детей своих царевича князя Иоанна Иоанновича и царевича князя Феодора Иоанновича пожало вал есма... » . Это необычное начало грамоты 1576 года, вписанное в текст «возобновленной» грамоты 1556 года, подтверждает особое ходатайство детей государя - царевичей Феодора и Иоанна. Только такое сугубое за ступничество позволило «умолить» Грозного царя освободить Печенг- скую обитель и «нашего царского богомолия Трифона» от упомянутых выше столь разорительных царских поборов. Упомянутые слова грамоты, называющие Трифона «царским богомоль цем», - не формальное словосочетание. В середине XVI века игумен Соло вецкого монастыря Филипп установил постоянное моление за царскую се мью, что объясняет обращение Иоанна IV к настоятелю как к своему «б о го мольцу». Таким образом, текст Жалованной грамоты 1576 года показывает, что подобное поминовение было установлено в Печенгском монастыре еще с 1556 года. Особое расположение к Трифону, проявленное «благоверным царевичем Феодором», при встрече с северным подвижником, выразилось и в подарен ном Трифону облачении « с плеча великокняжеского». «Он же сию одежду перестроит в одежду священную, ибо вижу его мужем праведным», —заметил при этом князь Феодор. Благоверный царевич, а в дальнейшем святой благоверный царь Фео дор I Иоаннович, —последний и уникальный правитель династии Рюрико вичей. Бесконечно набожный, во многом «н е от мира сего», блаженный Феодор Иоаннович, без сомнения, мог «увидеть» в Трифоне истинного из бранника Божия и воина Христова. Конечно, самому Трифону одеяние царевича было бы явно маловато. Тем не менее, царская одежда была действительно переделана под священ ническое облачение. «Фелонь из синей шелковой материи на холщевой крашеной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшен ным одноглавыми и двуглавыми орлами»1. Вместе со многими реликвиями времен Трифона это облачение еще в 30-х годах XX века можно было уви деть в старинной церкви святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Паз. В этих священных одеждах служили как «сопостник» Трифо С 221 0бЩ£е обозрение Кольского уезда / / Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 18. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz