Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца а также еще по причине тирании, господствовавшей тогда в России, народ бежал и селился в Лапландии»1. К этому беглому люду добавлялось еще огромное количество «монастырских слуг» или «служек», «монастыр ских детенышей» и «ремесленников». «Монастырь имел мельников, раз ных мастеровых, морских и горных звероловов, а на перевозных ладьях кормщиков, носовщиков, осночей и пр. и всему этому населению давал ра боту в промыслах, торговле и других занятиях»2. Умоление царевича Феодора Наступил 1576 год. Преподобному Трифону исполнилось уже 90 лет. Но так сложились обстоятельства, что пришлось ему вновь идти на поклон к Грозному царю. Прошло ровно двадцать лет, как царь Иоанн IV грамотой 1556 года от крыл Печенгскому монастырю путь к небывалому процветанию. И вот в 1575 году эта царская милость была отменена в числе всех иных жалован ных и тарханных грамот. Это произошло во время так называемого «вели кого княжения царя Симеона», когда на Земском соборе 1575 года царь Иоанн неожиданно сложил с себя царскую власть и корону, после чего не кий татарский князь «Симеон Бекбулатович был поставлен Великим князем всея Руси». Как писали современники, «о н (Иоанн) отказался от престола, посадил на трон Симеона Касимовского и в конце года заставил Симеона отменить все льготы и отобрать грамоты, данные раньше монастырям и епископиям (епархиям), которыми они пользовались много столетий. Все они были уничтожены»3. В 1576 году «Иоанн вновь принял скипетр правления, но за возобновление грамот он взял с монастырей большие денежные суммы: с одного монастыря он брал 40 ОООрублей, с другого 50 ООО, с некоторых 100 000 рублей... Вновь составленные грамоты, судебные законы, пожало вания монастырям, городам, отдельным лицам и купцам давали ему еще большие доходы»4. Таким образом, в 1576 году практически все настоятели русских монастырей вынуждены были приходить на поклон к царю за « в о з обновленными грамотами». 1 Филиппов. Русские в Лапландии. С. 303. 2 Дергачев. Русская Лапландия. С. 106. 3 Середонин С.М. Сочинения Дж. Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 77, см. также: ТорсейДж. Записки о России XVI-XVII вв. М ., 1990. С. 178-179. 4 Горсей Дж. Записки о России XVI-XVII вв. М ., 1990. С. 60. S3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz