Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) но, по Писцовой книге 1574 года, еще за 16 лет до разорения монастыря на его территории уже существовало 34 здания, и это не считая церковных. Братии же как таковой было не более 50 человек. Мы не знаем, сколько тогда было в монастыре священников, но знаем точно, что на момент разорения в обители кроме настоятеля, игумена Гурия, и почти девяностолетнего Ионы был только один иеромонах Пахомий и иеродиакон Иосиф - казначей. Столь непомерные мирские попечения не могли не влиять на духовный настрой братии, и святой Трифон осознавал это и скорбел сердцем. Горе чью и тревогой исполнены все его предсмертные увещевания братии, его плач о «чадцах своих»: «Любимцы мои, честно иночество и воздержанно храните, начальства бегайте», что на современном языке звучит: «чуждай тесь желания власти». Среди искушений, подстерегающих инока, власто любие, казалось бы, не самая первая проблема. Однако такая проблема су ществовала. Ко второй половине XVI века в больших общежительных монастырях среди прочего неблагополучия этот грех стал далеко не последним. Монахи «вотчинного» монастыря неизбежно должны были входить в начальствен ные отношения. Кто же, как не они, должен был руководить людьми, кон тролировать все то многочисленное население, которое на основании кре постного права стало принадлежностью монастыря вместе с пожалованны ми монастырю землями? Поскольку « ...пожаловали мы в вотчину... слопа- рями и всеми, кто ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми . . . » 1. Или: «Т е Мотоцкие и Печенские лопари отданы в Печенской монастырь в крестьян место... » 2. Так что любой монах уже нес в своем лице эту часть монастырской феодальной власти над крепостным людом. «Служек и кре стьян, крещеных лопарей, и дворников, и детенышев монастырских намест ники, воеводы и всякие приказные люди не судят их ни в чем, а судит лишь игумен с братиею сам и во всем ... » 3 Известные ужасы опричного «правеж а» и бесконечные войны периода правления Иоанна Грозного породили небывалый приток на монастырские земли беглого крестьянства - это так называемые «новоходчики», «бобы ли » и пр. «П о случаю войны между шведами и русскими из-за Корелии, ' Грамоты Кольского уезда XV1-XVIII вв. / / Сборник Грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. С. 440. Роспись лопарским погостам 1581 года. Сборник материалов по истории Кольского полуостро ва. Л., 1930. С. 57. Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю / / Акты Исторические (1645-1676). Т. IV. СПб., 1842. С. 551-552. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz