Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) но, по Писцовой книге 1574 года, еще за 16 лет до разорения монастыря на его территории уже существовало 34 здания, и это не считая церковных. Братии же как таковой было не более 50 человек. Мы не знаем, сколько тогда было в монастыре священников, но знаем точно, что на момент разорения в обители кроме настоятеля, игумена Гурия, и почти девяностолетнего Ионы был только один иеромонах Пахомий и иеродиакон Иосиф - казначей. Столь непомерные мирские попечения не могли не влиять на духовный настрой братии, и святой Трифон осознавал это и скорбел сердцем. Горе­ чью и тревогой исполнены все его предсмертные увещевания братии, его плач о «чадцах своих»: «Любимцы мои, честно иночество и воздержанно храните, начальства бегайте», что на современном языке звучит: «чуждай­ тесь желания власти». Среди искушений, подстерегающих инока, власто­ любие, казалось бы, не самая первая проблема. Однако такая проблема су­ ществовала. Ко второй половине XVI века в больших общежительных монастырях среди прочего неблагополучия этот грех стал далеко не последним. Монахи «вотчинного» монастыря неизбежно должны были входить в начальствен­ ные отношения. Кто же, как не они, должен был руководить людьми, кон­ тролировать все то многочисленное население, которое на основании кре­ постного права стало принадлежностью монастыря вместе с пожалованны­ ми монастырю землями? Поскольку « ...пожаловали мы в вотчину... слопа- рями и всеми, кто ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми . . . » 1. Или: «Т е Мотоцкие и Печенские лопари отданы в Печенской монастырь в крестьян место... » 2. Так что любой монах уже нес в своем лице эту часть монастырской феодальной власти над крепостным людом. «Служек и кре­ стьян, крещеных лопарей, и дворников, и детенышев монастырских намест­ ники, воеводы и всякие приказные люди не судят их ни в чем, а судит лишь игумен с братиею сам и во всем ... » 3 Известные ужасы опричного «правеж а» и бесконечные войны периода правления Иоанна Грозного породили небывалый приток на монастырские земли беглого крестьянства - это так называемые «новоходчики», «бобы ­ ли » и пр. «П о случаю войны между шведами и русскими из-за Корелии, ' Грамоты Кольского уезда XV1-XVIII вв. / / Сборник Грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. С. 440. Роспись лопарским погостам 1581 года. Сборник материалов по истории Кольского полуостро­ ва. Л., 1930. С. 57. Жалованная грамота Кольскому Печенгскому монастырю / / Акты Исторические (1645-1676). Т. IV. СПб., 1842. С. 551-552. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz