Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) волжские края. Можно только представить ту духовную радость общения Трифона со своими единомышленниками, с великими старцами этих мест, о молитвенных подвигах которых так много рассказывал ему Феодорит в давние годы их подвижничества в ледяных пустынях Лапландии. Здесь, в этих скитах, все еще можно было напитаться духом православной свято­ сти «и внутренним человеком с Богом соединиться»1. Трифон застал по­ следние годы расцвета этой «Северной Фиваиды». Обходя северные мона­ стыри, присматриваясь к разным монастырским Уставам, он искал выход из той непростой ситуации, что сложилась у него на Печенге. Как повествует Житие, очень поверившие своему «начальнику веры, пре­ подобному отцу Трифону» «новопросвященные народы лопарские о т усердия своего, о т имений своих приносили серебро и вещи и яко пред ногами апостоль­ скими, преподобного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, иморские угожие воды подавали и письменными заветами утверждали». Испокон века все лапландские земли, озера, реки, морские тони, звери­ ные ловли и прочее были поделены между лопарскими погостами (сийта- ми). Каждый лопарь, принимавший постриг, приносил с собой в монастырь и право на пользование своей долей этих угодий, потому и трудно было сдерживать поток щедрых лопарских пожертвований в монастырь. Но из­ лишнее «стяжание» имений шло вразрез с монашескими обетами, с апо­ стольскими посланиями. А ведь именно на чистоте и молитвенности мона­ шеской жизни, на «нестяжании» богатств в стенах монастыря настаивал духовный учитель Трифона, блаженный старец Феодорит. И на таких прин­ ципах строил он монастырскую жизнь в своем Кольском монастыре. Но все труднее становилось найти единомышленников в деле столь «святого и же­ стокого ж и тельства», обрести стойких «воинов Христовых», готовых «умучатъ и покорять плоть свою в порабощение и послушание духу». «Мона­ стыри разбогатели, привилегии всякого рода стали привлекать в них уже не только тех, кто искал христианского максимализма»2. Церковь в середине XVI века своими соборными решениями оконча­ тельно осудила «нестяжательский» монастырский уклад, «заволжские старцы» были названы еретиками, и сам Феодорит и его единомышленники были сосланы на бесчестие. В этой ситуации каждый христианин, каждый монах оказывался перед выбором. Также выбирал и Трифон. Он вспоминал святительское благосло­ 1 Ключ разумения / / Устав преподобного Нила Сорского. М.-Екатеринбург, 2003. С. 364. 2 Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь православия (Репринт.). М., 1993. С. 256. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz