Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца то в данном случае он ни уходить, ни смиряться не собирался. Так что вари ант у пришельцев оставался один - убить Трифона. И, возможно, не было бы у нас славной истории Трифоновского монастыря XVI века, если бы не мудрость старца Феодорита, приславшего в это время на Печенгу преподоб ного Варлаама Керетского. Варлаамово пророчество Преподобный Варлаам с прибытием на Печенгу очевидно понял ту смертельная опасность, которой подвергся Трифон с приходом «новых русских» монахов. О том, что опасность исходила именно от братии, а не от каких-то случайных разбойников, ясно говорят заключительные строки тропаря из «Канона преподобному Трифону...»: « т ы же, яко Моисей, ман ною п и т а т ь их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел». Надо понимать, что « в благоразумие привести» возможно лишь противопостав ляя злу - добро, ненависти - любовь, бунту - смирение. И действительно, по Житию, Трифон, покинувший Печенгу на восемь лет, так же, как Моисей, не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, о т града во град, и о т веси в весь странствуя, все что испрашивал милостыни, в монастырь свой на пропитание братии посылал». Варлаам после своего прибытия на Печенгу довольно скоро, как гово рится, дал Трифону свою оценку всему, что он там увидел. «И пребыв не многое время, пророчески тому о составлении [о составе] обители прорек», - то есть произнес свое пророчество о собравшейся у Трифона братии. «О Трифане, сподобился ecu обитель воздвигнути и братию собрать, но будут люди и села зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию [гневливости] подобящиеся». Важно понять, что суть сказанного Варлаамом - не просто констатация факта увиденного им тяжкого духовного неблагополучия, поразившего со бравшуюся к 1549 году на Печенге братию. Преподобный Варлаам Керет- ский чудотворец произнес именно пророческое слово. Духом Святым было возвещено некое Божественное установление, которое определит всю даль нейшую судьбу Трифоновского детища. Эта «неукротимость» братии, ее «ярость и гневливость», по слову Варлаама, есть наказание Трифону от Господа, тяжкий крест в воспоминание и искупление им его тяжких стра стей и грехов разбойной юности. Именно потому они так ведут себя, «яко дикие звери», потому они т а к страшно « неукротимы» , что «твоей [Трифон], ярости и острожелчию уподобляются». 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz