Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца то в данном случае он ни уходить, ни смиряться не собирался. Так что вари­ ант у пришельцев оставался один - убить Трифона. И, возможно, не было бы у нас славной истории Трифоновского монастыря XVI века, если бы не мудрость старца Феодорита, приславшего в это время на Печенгу преподоб­ ного Варлаама Керетского. Варлаамово пророчество Преподобный Варлаам с прибытием на Печенгу очевидно понял ту смертельная опасность, которой подвергся Трифон с приходом «новых русских» монахов. О том, что опасность исходила именно от братии, а не от каких-то случайных разбойников, ясно говорят заключительные строки тропаря из «Канона преподобному Трифону...»: « т ы же, яко Моисей, ман­ ною п и т а т ь их не престаешь, пока всех сих и в благоразумие не привел». Надо понимать, что « в благоразумие привести» возможно лишь противопостав­ ляя злу - добро, ненависти - любовь, бунту - смирение. И действительно, по Житию, Трифон, покинувший Печенгу на восемь лет, так же, как Моисей, не оставил в гневе и обиде свой народ, и «пребывая нищим и просителем, о т града во град, и о т веси в весь странствуя, все что испрашивал милостыни, в монастырь свой на пропитание братии посылал». Варлаам после своего прибытия на Печенгу довольно скоро, как гово­ рится, дал Трифону свою оценку всему, что он там увидел. «И пребыв не­ многое время, пророчески тому о составлении [о составе] обители прорек», - то есть произнес свое пророчество о собравшейся у Трифона братии. «О Трифане, сподобился ecu обитель воздвигнути и братию собрать, но будут люди и села зло неукратимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию [гневливости] подобящиеся». Важно понять, что суть сказанного Варлаамом - не просто констатация факта увиденного им тяжкого духовного неблагополучия, поразившего со­ бравшуюся к 1549 году на Печенге братию. Преподобный Варлаам Керет- ский чудотворец произнес именно пророческое слово. Духом Святым было возвещено некое Божественное установление, которое определит всю даль­ нейшую судьбу Трифоновского детища. Эта «неукротимость» братии, ее «ярость и гневливость», по слову Варлаама, есть наказание Трифону от Господа, тяжкий крест в воспоминание и искупление им его тяжких стра­ стей и грехов разбойной юности. Именно потому они так ведут себя, «яко дикие звери», потому они т а к страшно « неукротимы» , что «твоей [Трифон], ярости и острожелчию уподобляются». 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz