Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца фону, дабы поддержать его и попытаться мирно разрешить эту сложную си­ туацию. Феодорит хорошо чувствует особые дары благодати, что стяжал Варлаам, и очень рассчитывает на дарованную ему ныне молитвенную силу на «духи нечистые» и на исцеление от власти тяжких страстей. Варлаам смиренно принимает благословение духовного отца и отправ­ ляется в Печенгу, на помощь к Трифону: «Видел созидаемую святым Трифа- ном обитель на Печенге, за окияном-морем, и туда устремился видеть того труды и подвиги». Варлаам прибыл на Печенгу в момент крайне напряженной ситуации. Мятежный, «немирный» дух братии, тяжко согрешившей против своего игумена и духовного окормителя, преподобного Феодорита, мягко говоря, не соответствовал молитвенному созерцательному духу Свято-Троицкой обители, что сложился в монастыре на реке Мане. У новой «лихой» братия, да еще и «сложившейся с дьяволом», были свои взгляды и планы по развитию монастыря на Печенге, что никак не вписывалось в те духовные цели и за­ дачи, над воплощением которых успешно трудился уникальный лопарский монастырь преподобного Трифона. Можно только догадываться, сколь тяжкое искушение выпало тогда пре­ подобному Трифону и какие страсти кипели в тот год на Печенге вслед за Колой. Об этом свидетельствуют строки древнего Канона: «наветы нося, терпя же и своих, на т я восстающих». Общеизвестен эпизод жития Трифона, описывающий его убытие с Пе­ ченги за милостынею, когда он «отидоша во страны Великого Нова-града и пребысть т ам нищ и проситель целые осемь л е т » . Тексты «Канона...» уточняют истинную причину вынужденного ухода строителя монастыря из обители для «сбора милостыни»: «Лукавыелюди тебе спону [препятствие, сопротивление] бесовским советом учинить захотели или же тебя смерти предать». «Лукавые люди» - люди злые и коварные, что перекликается с оценкой ситуации ранее данной Феодоритом: «сложившиеся с дьяволом монахи т е вознеиствовали». Пришедшая на Печенгу буйная братия попыталась под­ мять под себя Трифона и его обитель, навязывая ему свое, новое видение монастырского строительства и жизни монашеской. Но надо хорошо понимать, кто такой Трифон Печенгский. Поступить с ним, как поступили с почти семидесятилетним старцем Феодоритом, то есть избить и выкинуть из монастыря, - вряд ли бы кто отважился. Трифон - вовсе не Феодорит, ярость и неукротимая сила «Трифона во гневе» - это 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz