Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца сения для всех иноков монастыря? Вот что об этом рассказывает сам Феодо- рит и что пишет князь А. Курбский: «Н е может вытерпеть исконный враг рода человеческого, глядя завистливыми глазами на возрастание благочестия, иразрывается о т ненависти. И ч то же онустраивает? Он натравливает на него собранных заново монахов монастыря, незримо нашептывая им в уши и говоря им в сердце: «Тяжек, дескать, путь которым ведет вас игумен и не­ стерпим. Никто из людей не в состоянии стерпеть устав, назначенный им для вас. Как можете жить вы без собственности, добывая хлеб своими руками?» И « сложившиеся с диаволом монахи т е впали в неистовство» хватают старца святого и бьют нещадно, «и не только выволакивают из монастыря, но изгоняют из края, как какого-нибудь врага». Это то, что касается непо­ средственных исполнителей воли невидимого режиссера этой трагедии. Относительно же оценки этих событий в историческом, общецерков­ ном плане надо признать, что налицо обострившаяся к XVI веку духовная проблема. Это разделение в церковной жизни между исповеданием духа подвижничества истинного монашества и «духом мира века сего». Так вне­ запно в Кольской обители наступили времена, когда монахи уже не пред­ ставляли себе иноческой жизни без владения селами, землями, людьми, без торговых операций, оброков, поборов и сдач в аренду. Это нападение бесовское, так внезапно охватившее братию и столь яростно обрушившееся на Феодорита, наводит на еще одно соображение сокровенного, мистического плана. Видимо, действительно жутко силен был тот демон древний, с которым вступил в смертельную схватку препо­ добный Варлаам. Об этом предупреждали и святые отцы древности: «Быва­ ет иной раз, что учитель предается бесчестию и подвергается искушениям за получивших от него духовную пользу»1. Страшный дух мрачной Похьелы в полной мере упиваясь своей победой над ненавистным Керетским попом, полагал эту победу окончательной. Но случилось неожиданное: святой подвижник Феодорит-пустынник возложил руку Варлаама на свою шею и взвалил на себя тяжесть случившегося: «Н а моей вые согрешение твое, чадо. И да не истяжет тебя о сем Христос Бог». В древнерусских чинах исповеди можно встретить этот выразительный мо­ мент передачи грехов от кающегося к духовнику: «И руце того исповедаю- щегося на свою выю положити и всем грехом великим себя повинна сотворити»2. 1 Преподобный Иоанн Карпафский / / Добротолюбие. М., Сретенская семинария. Т. 3. С. 84. 2 Требник XIV века собрания Гильфердинга № 21, л. 5 сл. Смирнов С. И. Древнерусский духовник. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz