Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца рых пор подвизался их предшественник по службе в Кольской церкви поп Иоанн, ставший теперь иеромонахом Ионой. Однако время шло, и вскоре, в 1540 году, в Коле образовался Свято-Тро­ ицкий мужской монастырь, основанный духовным отцом Василия, препо­ добным Феодоритом Кольским, другом и сомолитвенником преподобного Трифона Печенгского. Священник Василий с матушкой указом новгород­ ского Владыки Макария были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть. Монастырь Печенгский новоначальный Равно как и монастырь, основанный преподобным Трифоном на Печен- ге, «Печенгский новоначальный», эта обиель стала центром активного миссионерства на северо-западе Кольского края. Для Печенгского мона­ стыря пятнадцать лет его существования, с 1533 по 1548 годы, оказались «золотым временем» монашеской жизни на Печенге. В этой обители, образовавшейся с освящением первой Свято-Троицкой церкви в январе 1533 года, братия в абсолютном большинстве состояла из новообращенных лопарей, легко усваивающих духовные истины спасения и молитвенно-аскетический уклад жизни, проповедуемые преподобным Трифоном. «Люди э ти зело просты и кротки и отнюдь всякого лукавства не искусны, ко спасенному же пути тщаливы и охочи зело. И множество о т них монашеское житие возлюбили». Божественные службы в этой «новоначальной» обители справлял упо­ мянутый выше иеромонах Иона - верный ученик и неизменный «сопост- ник» преподобного Трифона в течение всей его долгой жизни. « О т Препо­ добного навыче искусного монашества» - так донесла нам память людская предание о первых шагах на пути духовного восхождения бывшего белого попа Иоанна. Другими словами, иеромонах Иона, попав в монастырскую атмосферу аскетики и мистических созерцаний, под руководством святого Трифона обрел бесценный дар «старцев-заволжцев» - практику умной мо­ литвы, унаследованную ими от афонских монахов-исихастов, или «священ- нобезмолвствующих». О приверженности самого Трифона этой традиции свидетельствуют «самовидцы» жизни преподобного. Как известно, «исихия» в переводе с греческого означает - тишина, молчание. Именно для приобщения к «свя- щеннобезмолвию», для молитвенного тогообщения Трифон построил Успенскую пустынь в стороне от монастыря. Как говорил сам Трифон, 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz