Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).

Епископ Митрофан (Баданин) жизнь и подвиги которого вскоре потрясут не только современников, но и, пройдя сквозь века, оставят неизгладимый след в сердце каждого морехода Русского Севера на все времена. Воспитание Василий получил на Поморье, «н а море окияне». Это было обретение особого состояния духа, что с молоком матери усваивает каждый житель этих суровых мест. Здесь, среди скал Северного Ледовитого океана, формировалось то удивительное братство мореплавателей-поморов, кото­ рые воспринимали ежедневную смертельную опасность как норму жизни. Так же, как и его предки, с давних времен на небольших карбасах, лодиях и шняках, «шитых вицею», ходил в море и Василий. «К то в море не хажи­ вал, тот Богу не маливался» - гласит поморская поговорка. Ежедневно и буднично «хаживали» поморы на тяжкий промысел, дабы в бушующем море обрести веру, познать Бога и открыть для себя смысл великой тайны жизни и смерти. С юности Василий сподобился приобщиться книжному учению, был грамотен - «научен книгам и Божиим судом поставлен пресвитером в Коль­ ском граде в церкви Николы чудотворца». И вот, с 1535 года отец Василий приступил к служению в Никольском приходе волости Колы. Будущий Вар- лаам был ревностным и одаренным священником « и людей Закону Божию яко истинный пастырь поучал». Нравом он был суров и порой крут, но че­ стен и чист пред Богом и людьми. Еще сильно скорбел он о тяжком «идоло- бесии», о вере языческой, в которой пребывали еще многие лопарские се­ мьи - коренные жители этих мест. Кольский батюшка смело противостал этой власти князя тьмы, издревле сильной на Кольском Севере, и, «добре подвизаясь на невидимого врага козни», вступил в опасную схватку с «тьм ой века сего» (Еф. 6,12). Закляв древнего демона, который, требуя жертвоприношений на языче­ ском капище Абрам-мыса, запирал вход в Кольский залив, сильно озлобил молодой священник эту силу бесовскую. Однако до времени она затаилась. С тех пор путь из залива в море стал свободен, страхи и наваждения бесов­ ские исчезли, и жертвы языческие на мысу прекратились. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он лю­ бил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил мечты об иночестве. И жил он « с супругою в любви и целомудрии во граде Коле, всем лю- дем на успех и на пользу, диаволу же и бесом на рвение и на зависть». Кольский священник с матушкой, тяготея к монастырскому укладу, были частыми гостями у старца Трифона в Печенгском монастыре, где с некото­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz