Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Епископ Митрофан (Баданин) и иное потребное носил». Совершенно очевидно, что для того, чтобы на та кое расстояние одному носить бревна1, надо обладать уникальной физиче ской силой. И действительно, преподобный Трифон помимо своей высо чайшей святости обладал завидными физическими данными. Об этом гово рит и тот факт, достаточно редкий для агиографической традиции, когда в Житии дается описание внешнего вида святого: «Ростом святой не мал, плотию крепок, мало плешив». В этих сознательно сдержанных характери стиках проступает образ истинного русского богатыря, способного, напри мер, нести на себе мельничные « жернова ручные, немалые и тяжкие» из Колы до Печенги, а это более 150 километров, и при этом, несмотря на « путь блатный и гористый», строго поститься. «Ученики его молили, да не трудился бы он т а к лично», на что преподобный отвечал, «глаголя к себе: лучше тебе Трифон на вые своей висящий точильный камень носить, нежели братию праздностью соблазнять». В этой связи следует еще раз подчеркнуть особую значимость описания бесконечного смирения этого силача и гиганта перед обычно низкорослы ми и тщедушными лопарями, издевающимися и всячески поносящими его. Лапландские аборигены нашли в лице преподобного Трифона благодатный пример жертвенной любви. При этом отметим, что насколько старец с до бротой и бесконечным терпением относился к своим низкорослым чадцам, настолько этот богатырь и воин был непримирим и безжалостен к тем мно гочисленными непрошеным гостям, что приходили грабить и обижать его духовных детей. Удивительно много было жизненных сил в этом мощном теле, и тем зна чимее подвиг преподобного, так жестоко смирявшего и уничижавшего свою богатырскую плоть, да еще столь долгое время. Аж 98 лет отпустил Господь жизни Трифону на этой земле, и лишь перед самой смертью, « в старости м асти той ... впал он в болезнь и изнемог зело». Черный поп Иона Никольская церковь в Коле была перестроена из прежней часовни, что еще с XV века стояла на этом месте. Кола уже была местом большой про мысловой активности, и построенным Благовещенской и Никольской церк вям требовался постоянный священник. Таким пастырем стал отец Иоанн, с супругой перебравшийся сюда из известного поморского села Варзуги. 1 Длина бревна для строительства - минимум четыре метра, но обычно - шесть. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz