Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца / епископ Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург ; Североморск : Ладан, 2017. - 70, [1] с., [8] л. ил., цв. ил., портр. : ил. – (Кольский патерик ; кн. 7).
Житие преподобного Трифона, Печенгского чудотворца нока Илии преподобный отец наш Трифон духом и сердцем правый инок и зна меносец1соделался». Свершилось. Не стало прежнего Митрофана - родился инок Трифон. Чудотворец Печенгский и просветитель лопарей. Постриг состоялся 1 фев раля 1533 года, на память мученика Трифона. «Новопросвещенные же народы лопарские о т усердия своего, о т имений своих, приносили серебро и вещи и, яко пред ногами апостольскими, преподоб ного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, иреки, и к мор ским угодиям воды подавали и письменными заветами утверждали». Обратимся к записям голландца Салингена о том, что он слышал от Три фона об этом периоде его жизни: «Молва о его святой жизни распростра нилась в других местах, и его стало посещать много народа. Так как они про сили его о том, чтобы он построил тут церковь, где можно было бы совер шать богослужения, то он выстроил небольшую часовню, куда пригласил черного попа, который служил ему обедню и прочее; и тогда же надел он на себя клобук. После построения часовни его стало посещать еще больше на роду. В общем, к часовне приезжали рыбаки и жертвовали рыбу в пользу часовни»2. 0 том, что «клобук надел» Трифону иеромонах Илия, мы уже знаем. Что же относительно некоего «черного попа», который «служил ему», то речь идет о иеромонахе Ионе. Как известно, преподобный Иона неизменно был при Трифоне в течение пятидесяти лет. Позже, уже после кончины учи теля он продолжал служить при его могиле. Истории появления этого уди вительного подвижника на Печенге, навсегда оставшегося с Трифоном, мы коснемся ниже. «Плотию крепок» В эпизоде Жития, где повествуется о строительстве Трифоном Троиц кой церкви, мы встречаем одно из многих указаний на великолепные физи ческие данные подвижника: « в ночах в непрестанных молитвах пребывая, днем за три поприща3 на плечах своих для церковного строения бревна и тес 1 «Знаменосец» - в данном случае - «схимник», в иных древних текстах может означать «чудот ворец», то есть «творящий знамения». 2 Филиппов. Русские в Лапландии. С. 303. 3 Поприще - «мера расстояния мест. Равно приблизительно 690 сажень». Дьяченко. Полный цер ковнославянский словарь. С. 457. «Сажень - мера длины, равная 2,134 метра». Беловинский Л., Конт Ф. Полузабытые слова и значения: Словарь русской культуры XVIII-XIX вв. СПб.-М., 2004. С. 437. Таким образом, «поприщ е» - расстояние около полутора километров. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz